Альтернативная коммуникация

На занятия к психологу Елене Семеновой попасть труднее всего. Мне труднее всего попасть, потому что довольно часто Елена просит меня не мешать, не отвлекать, не смущать и не пугать детей. Одним словом, вовсе не входить в кабинет. Или если уж вошел, сесть в углу и прикинуться ветошью.

Как работает психолог в центре «Сделай шаг»

Рубрику ведет Валерий Панюшкин

На занятия к психологу Елене Семеновой попасть труднее всего. Мне труднее всего попасть, потому что довольно часто Елена просит меня не мешать, не отвлекать, не смущать и не пугать детей. Одним словом, вовсе не входить в кабинет. Или если уж вошел, сесть в углу и прикинуться ветошью.

Внимание!
Мы начали сбор 200 тыс. руб. на оплату аренды центра «Сделай шаг» в октябре.
Срок оплаты истекает 15 октября.
→ Не хватает 179 880 руб.

Иногда я понимаю, что Елена делает и зачем. Но довольно часто мои догадки оказываются ошибочными. Вот, например, набор простых движений, что-то вроде зарядки – руки вверх, руки в стороны, опустили руки на коленки… Ребенок повторяет движения Елены и мало-помалу движения его становятся размеренными и осмысленными. Вместо этой вот беспорядочной панической беготни, которая охватывает иногда детей аутистического спектра. Вместо судорог, которые часто заменяют детям с ДЦП осознанные движения. Руки вверх, руки в стороны – ребенок видит, как Елена поднимает руки, слышит, как Елена описывает свои движения, повторяет за ней, и эта открывающаяся вдруг способность понимать другого человека и повторять за ним – успокаивает, дает ребенку ощущение контролируемости мира.

А теперь, насколько я понимаю, нужно отделить разные способы коммуникации друг от друга. Надо объяснить ребенку, что коммуникация может быть визуальной, а может быть на слух. Можно видеть педагога и повторять его движения, а можно слышать его слова: «Руки вверх, руки в стороны…»

Елена завязывает ребенку глаза платком и говорит с ребенком так, чтобы ребенок не видел ее, а только слышал. Так я понимаю. Но в перерыве между занятиями Елена объяснит мне, что глаза надо завязывать детям, чтобы справиться с их страхом. И тут я уже перестаю что бы то ни было понимать, а понимаю только, что мне следовало бы окончить все эти факультеты педагогики и дефектологии, все эти институты гештальт-терапии, пройти все эти стажировки в Америке, в Швеции и в Центре лечебной педагогики в Москве, чтобы следить за мыслью Елены во время занятий и понимать, зачем она, например, завязывает ребенку глаза.

У меня ведь нет времени на всю эту учебу. У меня есть время только, чтобы сидеть в углу, прикидываться ветошью и смотреть, как Елена играет с детьми в кубики. Если я правильно понимаю, Елена нарочно и последовательно обучает наших детей тому, чему здоровый ребенок сам как-то научается, играя. Тому что у кубиков бывает цвет, размер, фактура. «Дай мне красный кубик». «Дай мне маленький кубик». Ребенок может дать кубик, потому что его попросили дать кубик, или потому что ему указали на кубик, который следует дать.

Общаться можно при помощи слов, а можно при помощи жестов. Набор простых действий, если к нему привыкнуть, перестает пугать и перестает казаться сложным, утешает и даже доставляет удовольствие. И с того момента, как начинает доставлять удовольствие, – становится игрой.

Я только могу сидеть в углу и смотреть, как под руководством Елены ребенок с мамой играют. Мама ложится на пол и изображает какого-то большого и доброго зверя, а ребенок под звуки детской считалочки подходит к зверю и залезает верхом. Тут мама-зверь оживает и ползет с ребенком на спине. Это успокаивает, это научает осознанным действиям, и это, наконец, невербальная коммуникация между ребенком и мамой.

Я могу только тихонько сидеть в углу и смотреть на это. Ждать, пока однажды меня позовут в игру: лежать на полу и изображать доброго зверя, обучать ребенка коммуникации с малознакомыми людьми.

Фото Ольги Лавренковой

Русфонд продолжает собирать деньги на арендную плату за помещение для реабилитационного центра«Сделай шаг» в подмосковном Домодедове. Ежемесячная плата составляет 200 тыс. руб., ее следует вносить до 15 числа каждого месяца. Наши читатели уже оплатили аренду за пять месяцев (1 млн руб).

Внимание!
Мы собираем 200 тыс. руб. на октябрьский взнос.
Уже собрано собрано 20 120 руб. (на 17 сентября 2014 года).
Не хватает 179 880 руб.

Как помочь проекту «Сделай шаг»

→ О проекте

В центре дети, больные церебральным параличом, занимаются с логопедом, гидротерапевтом, инструктором лечебной физкультуры, психологом и другими специалистами. Особое внимание уделяется адаптационным занятиям: детей учат самостоятельно передвигаться, есть, умываться, одеваться, завязывать шнурки…
Одновременно в Центре могут заниматься около ста детей.
Помогите им, пожалуйста.

Дорогие друзья!

Сумма пожертвования может быть любой. Во всех случаях в назначении платежа или в комментариях просим указывать: пожертвование на проект «Сделай шаг».

Основные каналы перечисления средств:

1) Отправьте слово ШАГ или SHAG на короткий номер 5541.
Стоимость сообщения 75 руб. Количество SMS с одного телефона не ограничено.

2) Платеж через банк

3) Платеж через систему РБК Money, которая включает в себя:

4) Кошелек WebMoney через систему Assist

5) Яндекс.Деньги

Подробнее о том, как помочь из-за рубежа → rusfond.ru/donation/abroad

Внимание! Пожертвования, отправленные через систему QIWI (КИВИ) – безадресные. Пожалуйста, сообщите нам о таком переводе для проекта «Сделай шаг».

Если у вас есть вопросы, замечания, предложения, звоните в Русфонд по номеру 8-800-2507525 (бесплатный звонок из России, благотворительная линия от компании МТС) или пишите на rusfond@rusfond.ru.

Спасибо!

 


Не только ребенок учится коммуницировать на этих занятиях. Мама тоже учится коммуницировать с ребенком.

 


У кубиков бывает цвет, размер и фактура. Как и вообще у всех объектов на свете.

 


Игрушкам бывают присущи порядок или случайность. Как и всему остальному на свете.

 


Когда вещи перестают пугать, они радуют.

 


Игра в большого и доброго зверя – это средство коммуникации.

 


Простая гимнастика позволяет ребенку научиться отличать произвольные движения от спонтанных.

 


Иногда нужно завязать глаза.

Как помочь проекту «Сделай шаг»