В основе создания Томатис-терапии лежит уникальный метод формирования слухового восприятия, который называют методом лингвистической стимуляции (АПЛС), изобретённый 40 лет назад французским отоларингологом проф. Альфредом Томатисом.

Основной целью метода является совершенствование слуховой функции, благодаря чему наступает концентрация внимания, развитие языковой способности и навыков общения, а также увеличение уровня креативности и улучшение социального поведения.

Метод заключается в тренировке слуха с помощью звуков разной частоты в диапазоне человеческой речи. Эти упражнения стимулируют кору головного мозга, которая является центром процессов мышления при помощи звуков с определенной меняющейся частотой. Эффект достигается после многократных сессий, в ходе которых задания не только усложняются, но и более индивидуализируются.

А. Томатис проводит четкую грань между слышанием и слушанием.

Слышание — пассивный процесс, слушание — активный процесс, способность воспринимать необходимую информацию, а также способность отфильтровать ненужную информацию. Множество детей, испытывающих трудности с обучением или дефицитом концентрации внимания, имеют превосходный слух, однако не могут читать хорошо или концентрировать свое внимание. Их проблема — неспособность слушать. В результате, они не могут сконцентрироваться и имеют трудности с чтением.

Основной принцип работы метода Томатис заключается в сенсорно-звуковом стимулировании с использованием специализированного оборудования «Электронное ухо» фирмы Besson of Switzerland (Швейцария), которое выполняет своеобразную гимнастику мышц среднего уха.

Звук передается двумя путями: путем костной проводимости, вызванной вибрацией в верхней части черепа, и путем воздушной проводимости, при которой звуковые колебания передаются через наружное ухо.

Всем знакома ситуация, когда человек не слышит какие-либо приближающиеся звуки, если на нем надета плотная шапка или производственные наушники. Когда этот звук оказывается уже совсем вблизи, человек вздрагивает. Это происходит потому, что этот звук восприняли кости (костная проводимость), а ухо (воздушная проводимость) так и не услышало этот звук.
Люди с нарушенным балансом костная-звуковая проводимость ежеминутно испытывают такие ощущения. Поэтому они вынуждены либо воспринимать всю входящую информацию (человек вынужден стать гиперактивным), либо сортировать её (становятся апатичными, чересчур спокойными и перестают воспринимать информацию извне – дети с аутизмом).
Цель метода Томатис – сделать уши (воздушная проводимость) главным входом для звуков, а кости (костная проводимость) – второстепенным. Только так звуки могут обрабатываться грамотно. Восприятие звуков меняет и постепенно ситуацию: «простослышу» — «слушаю, воспринимаю, анализирую» — «контролируемая речь» —«эмоциональный комфорт» — «гармония с собой и окружающим миром».

Аудиотерапия рекомендована: 

— для улучшения концентрации и внимания;

— для ускорения формирования речевых навыков, способности к коммуникации, устной и письменной речи;

— для стимуляции развития двигательных и координационных навыков;

— для улучшения быстроты реакций;

— для развития творческого потенциала, чувства ритма, голосовых данных и музыкальных способностей;

— перед поступлением в первый класс или перед напряженным периодом школьных экзаменов (для более мягкого их протекания);

— при задержке психического развития;

— при задержке моторного развития;

— при задержке речевого развития, дислексии, дизартрии, заикании, аллалии и пр.;

— при гиперактивности;

— при нестабильности эмоционального фона, при подверженности депрессиям, для поддержания уверенности в себе;

— при энурезе;

— для облегчения состояний при аутизме, ДЦП и способствованию вовлечения человека в социальную жизнь;

— детям с нарушениями письменной речи (дисграфия, дислексия);

— для снижения утомляемости;

— для расширения поля зрения;

— улучшение качества обучения;

— для улучшения способности к изучению и освоению языков

Занятия проходят в оборудованной комнате с использованием специального оборудования Besson (проигрыватель, электронное ухо, проводные наушники). Для каждого человека программа назначается индивидуально после прохождения диагностики на аудиометре (аудиометрия* — тест слухового внимания). Через наушники человек прослушивает определенные записи классической музыки, обработанные индивидуально на специальном фильтре (выбраны произведения Моцарта и грегорианские пения исключительно по причине присутствия в них максимального вида частот).

*Тест слухового внимания НЕ является аудиограммой.

Процедура проведения метода Томатис состоит от 2 до 6 курсов с промежуточными диагностиками для корректировки программы:
I курс: 15 дней (30 часов, 2 часа в день) прослушивания. Перерыв 4-7 недель, максимум 2 месяца.
II и последующие курсы: 8-10 дней (15-20 часов, 2 часа в день) прослушивания (количество дней определяется Томатис-терапевтом в индивидуальном порядке). Перерыв 2 месяца, максимум 6 месяцев.

Минимальный курс состоит из 45 часов прослушивания, то есть I и II этап являются обязательными.

Во время аудиотерапии можно отдыхать, играть в спокойные игры (например, настольные), рисовать. Не рекомендуется: принимать пищу, читать, писать. Запрещается: пользоваться электронными устройствами (телефоны, компьютеры и др.). После проведения терапии рекомендуется гулять на свежем воздухе 1-2 часа.

Стоимость:

Первичная диагностика (аудиометрия — тест слухового внимания) — 1000 руб. 1 сеанс (проводится 2 сеанса за курс)

Последующая промежуточная аудиометрия между курсами (при необходимости) — 1000 руб.

I курс: 15 дней (30 часов) — 50 000 руб.

II и III курс: 10 дней (20 часов) — 33 000 руб. (доплата за каждый дополнительный день — 3300 руб.)

IV и последующие курсы: 10 дней (20 часов) — 33 000 руб. (доплата за каждый дополнительный день — 3300 руб.)

Продолжительность 1 сеанса в день — 2 часа.

Возможны следующие варианты оплаты: в 1-й день начала курса оплачивается полностью весь курс либо оплата разбивается на 2 платежа по частям: в 1-й день начала прослушивания сеансов Томатис-терапии оплачивается 1-я часть курса (1/2 стоимости), а на 7-й день — 2-я часть курса соответственно.

Дети присутствуют на сеансах со взрослым (с мамой), школьники могут находиться при проведении терапии без взрослого.

Сертифицированных специалистов, работающих на аппаратуре Besson of Switzerland можно проверить по ссылке