Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики.

Дефектология (лат. defektus — недостаток) — наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками, и вопросы их обучения и воспитания.

Целью работы дефектолога является формирование и развитие высших психических функций человека: памяти, мышления, внимания, восприятия, а также адаптация в социальной и учебной сферах.

Разница между логопедом и дефектологом заключается в том, что логопед занимается вербальной коммуникацией (развитием речи), а дефектолог развитием интеллекта и познавательных способностей.

Основной контингент детей, которым адресована помощь учителя-дефектолога – это дети с трудностями в обучении различного происхождения, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Причинами трудностей могут являться:

-задержка психического развития (ЗПР);
-парциальное нарушение высших корковых функций;
-минимальная мозговая дисфункция (ММД);
-снижение темпов когнитивного развития;
-специфические трудности формирования учебных навыков;
-педагогическая запущенность;
-психофизическая и эмоциональная незрелость;
-астения и церебрастения и т.д.

Разобраться в каждом отдельном случае в особенностях развития ребенка с учетом его нарушения и квалифицированно оказать ему помощь призван такой специалист, как учитель-дефектолог.

Основные направления работы учителя-дефектолога с ребенком:

-сенсорное и сенсомоторное развитие;
-формирование пространственно-предметных отношений;
-интеллектуальное развитие;
-нормализация ведущей деятельности возраста;
-формирование представления о предметах и явлениях;
-подготовка к восприятию учебного материала;
-формирование умений и навыков, необходимых для восприятия учебного материала;
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
-формирование элементарных математических представлений;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Дефектолог необходим, если:

-у ребенка в анамнезе есть ЗПР, ЗПРР, ММД, умственная отсталость, ДЦП;
-ребенок плохо запоминает, не может выучить стихотворение;
-не владеет навыками классификации и обобщения;
-не формируются математические навыки;
-не складывает разрезные картинки;
-задержка в развитии мелкой моторики;
-в 3 года ребенок не называет или не показывает основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый) и формы (круг, квадрат, треугольник), не складывает пирамидку;
-в 4 года не называет фрукты, овощи, ягоды, домашних и диких животных;
-в 5 лет не находит и не объясняет отличия на рисунке или между предметами.

Занятия проводит Панченко Татьяна Владимировна, Прищепа Наталья Васильевна, Савицкая Лада Александровна.