Автор Тема: ЕЩЁ РАЗ. Статья Кандидата медицинских наук, В.В. Польского  (Прочитано 1521 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Юлия_Бонд

  • Уныние- поедает изнутри, лишая возможности быть личностью!
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 859
  • Репутация: +2/-2
  • Пол: Женский
Уважаемые родители!
 Прежде чем кидаться из крайности в крайность в лечении и реабилитации своего малыша, прочтите не поленитесь!

ЕЩЁ РАЗ

про ПЭП (перинатальную энцефалопатию), ДЦП (детский церебральный паралич), задержки психического, речевого, когнитивного, поведенческого развития и другие психоневрологические нарушения деятельности головного мозга ребёнка.

Кандидат медицинских наук ,В.В.ПОЛЬСКОЙ март 2013г.

 

В настоящее время, наверное, уже трудно встретить взрослого человека который бы не знал о такой тяжёлой и трудной медико-социальной проблеме, которая называется: детский церебральный паралич(ДЦП). Проблема, которая, видимо, существует столько сколько существуют роды. Она связана с нарушенным процессом внутриутробного развития плода и с осложнёнными родами и как следствие всего этого последующим искажённым послеродовым развитием головного мозга ребёнка.

В предыдущее время такие нарушения заканчивались либо скорой смертью ребёнка, либо несколько более длительной трудной жизнью инвалида. Это была трудная проблема не только этого ребёнка, но она изменяла весь жизненный уклад такой семьи и требовала от медицины и государства специальной помощи и создания для них более или менее комфортных условий жизни. Эта проблема существует в любой стране и может возникнуть в любой семье не зависимо от социального или материального уровня жизни.

Врачам и людям, которые реально столкнулись с этой медико-социальной проблемой, уже к концу первого года жизни ребёнка нет необходимости описывать и объяснять как клинически выглядит и какие жизненные трудности приносит этот диагноз -ДЦП.

Но этот диагноз ставится не сразу после рождения ребёнка. Зачастую в первые месяцы жизни ребёнка даже и не возникают подозрения о возможности появления такой проблемы в будущем. А тем не менее начинается этот процесс чаще всего уже в период внутриутробного развития плода (до 80 процентов случаев). В дальнейшем он усугубляется осложнёнными родами, сопровождающимися асфиксией и кровоизлияниями в нервной ткани. Поэтому уже с первых дней жизни ребёнка дальнейшее созревание начинает идти и развиваться искажённо. Только спустя несколько месяцев жизни наблюдения и исследования рефлексов ребёнка приводят к мысли о возможном формировании детского церебрального паралича.

В связи с этим и существует необходимость ещё раз в популярно -медицинской форме (больше ориентированной на родителей) проще и доступнее изложить суть происходящего с целью выработки более настороженного отношения к отклонениям развития нервной системы новорожденного. Это необходимо для того чтобы представить постепенный процесс развития этого заболевания, а так же изложить некоторые возможные пути предотвращения его формирования или ,если нарушения слишком грубые , сделать их менее тяжёлыми.

Каждая новая жизнь начинается с момента встречи двух одноклеточных организмов-яйцеклетки и сперматозоида. У каждого из них имеется свой информационно -энергетически-материальный(генетический ) набор для создания нового организма, заключённый в ДНК и хромосомах. Две клетки слившихся и материально объединивших информационно-энергетические составляющие будущего человека становятся одним целым - зиготой. В дальнейшем под руководством генетической программы, путём непрерывного деления клеток, которое продолжается всю жизнь, растёт, созревает и развивается человеческий организм. Вначале зигота разделяется на две клетки. Затем каждая из них также делится на две(уже их четыре) и в последующем на каждом этапе снова каждая удваивается (уже-8-16-32.....) до уровня примерно 128 клеток. Это занимает примерно одни сутки. На этом этапе информационная составляющая этого числа клеток переходит в новое качество и переводит зародышевую ткань на другую ступень зрелости.

Под влиянием информационно-энергетических биохимических состояний (помимо биохимических молекулярных электрохимических взаимодействий как в целом в организме, а также и на клеточном уровне имеются и информационно энергетические полевые взаимодействия) внутри клеток продолжают функционировать определённые генетические механизмы (хроногены, гены включатели, выключатели и многие другие генетические программы, действующие последовательно на каждом новом уровне развития) начинают формироваться зародышевые листки. Это занимает примерно 2 недели. Затем на 3-ей неделе беременности из верхнего (из тех 2-х существующих зародышевых листков) под действием тех же полевых информационно-энергетически-химических влияний, включающих гены нового уровня развития, формируются ещё два. Таким образом, в зародыше становится уже три листка -эктодерма - мезодерма и энтодерма. Из этих 3 листков и начинают развиваться специфические ткани. В дальнейшем из этих тканевых структур (из протоклеток) под влиянием новых информационно- энергетически-химических воздействий ,которые, как уже упоминалось, действуют на каждом новом уровне развития по своей программе в течение всей жизни, формируются уже определённые органы будущего организма(сердце- оно первое, мозг, кожа, внутренние органы, кости, мышцы и т. д.)

Из протоклеток энтодермы (внутреннего листка) формируются внутренние органы- лёгкие, пищеварительная трубка, печень и т. д. Кости, мышцы, связки, сосуды и т. д. формируются из протоклеток мезодермы(среднего листка). А из верхнего же зародышевого листка-( эктодермы) формируются нервная пластинка и в дальнейшем нервная трубка, мозговые пузыри, головной и спинной мозг. Все эти процессы происходят в течение нескольких недель. Так уже к 24-28 дню начинают формироваться мозговые пузыри, а к 42 дню формируются большие полушария, включающие почти все свои структурные единицы. Мозжечок начинает развиваться на 32 день(видимо, появляясь позже в эмбриогенезе, он имеет более важное значение в деятельности нервной системы. Мозжечок весит примерно 100 граммов. Весь мозг человека весит примерно 1400 граммов. Однако, около 50 % всех клеток всего мозга находится в структурах мозжечка.). Большинство основных процессов формирования мозга завершаются к 20 неделям беременности. В следующие сроки после рождения идёт лишь процесс их дальнейшего созревания, которое продолжается ещё много, много лет.

После родов наиболее высокие темпы созревания и роста новорожденного отмечаются в первые 12-16 недель, когда новорожденный наиболее активно фиксирует новые условия земной жизни. Это специфические влияния и сил земного притяжения и меняющейся температуры, яркого света, воздуха, пищи и многого другого (в отличие от внутриутробного существования). Каждую секунду на наш организм оказывают влияния миллионы разных чувственных потоков. Нервные клетки должны это воспринять, переработать и, созревая, создать новые уровни ответной реакции в ответ на запросы внешней среды. Всю эту тонкую обработку поступающей информации с нижних отделов нервной системы с последующей выработкой ответной реакции на более высоких развитых уровнях выполняют нервные клетки, начиная от клеток спинного мозга, структур ствола мозга, подкорки, мозжечка и фиксируются окончательно на клетках коры головного мозга. Но клетки коры головного мозга обучаются постепенно и очень медленно, так как должны перерабатывать огромное по пространству и объёму количество информации и окончательно фиксировать её уже в виде отобранной долговременной памяти. Для закрепления всего этого требуется огромное количество повторений. В целом, по законам эволюции, эти клетки созревают позже и медленнее. Это делает человеческий род более способным к дальнейшему развитию, так как чем позже созревает эта система, тем больше она может записать различных вариантов ответных реакций. Но в случае не правильной чувственной информации, длительно (неделями и месяцами) поступающей из нижележащих отделов мозга(чувствительных проводящих путей спинного мозга, ствола мозга, вестибулярной системы, клеток подкорки и других структур) на клетки коры головного мозга( область задней центральной извилины), окончательно фиксируется и приводит к стойко и уже не поддающейся изменениям системе- не правильному мышечному чувству (спастичности или других видов нарушений) и на этой основе искажённому двигательному стереотипу, который и носит в дальнейшем название: ДЦП.

Весь этот краткий экскурс в эмбриологию и ранний онтогенез понадобился для того, чтобы подчеркнуть те колоссальные скорости развития нервной системы спрессовавшие многие десятки и сотни миллионов лет эволюционного развития укладывающиеся в дни и недели беременности. Именно при такой скорости протекания развития любые вредоносные воздействия (а их по данным акушера Беккера более 400) могут влиять и нарушить ход становления и созревания нервной системы и приводящие к патологии уже начиная с внутриутробного периода развития. Это и инфекции (вирусы, микробы, грибковые заболевания) и интоксикации (лекарства, плохое питание, жидкости, газы поступающие из внешней среды или из организма мамы) и болезни будущей мамы и другие влияния среды(электрические, поля высокой частоты, радиационные и т. д.).

Потом наступают роды. Хорошо, если они происходят в срок и благополучно- то есть плод достаточно зрел и здоров чтобы выдержать нагрузки во время прохождения родовых путей. В дальнейшем развитие и созревание идёт самопроизвольно при развёртывании дальнейшей генетической программы. Постепенно внутриутробные механизмы жизнеобеспечения заменяются на послеродовые условия жизни. Например- происходит смена крови. Внутриутробные эритроциты, функционирующие в условиях получения кислорода из материнской крови через плаценту, меняются на эритроциты, обогащающиеся кислородом уже в лёгочной ткани. Поэтому иногда отмечается «желтушка» новорожденных- когда печень не успевает перерабатывать продукты распада эмбриональных эритроцитов и накапливается билирубин в крови, окрашивающий слизистые ткани и кожные покровы. Постепенно все эмбриональные ткани (в частности и специально интересующая нас мышечная) меняют свою гистологическую структуру (гистология - наука о строении ткани). Включаются ферментативные механизмы системы пищеварения и соответственно характер обмена веществ в организме. Практически меняются все системы жизнеобеспечения .В целом ребёнок начинает жить в условиях новой среды.

Резкие и стремительные изменения происходят и в центральной нервной системе. Нервная система после рождения подвергается новым и сильным чувствительным (афферентным) влияниям новой среды. На ребёнка воздействуют новые потоки света и приносимые им изображения предметов окружающей среды. Действуют новые звуки и среди них –речь (хотя уже внутриутробно ребёнок слышит и дифференцирует основные звуки).Появляются новые ощущения тела и его веса, а так же силы и скорости собственных движений, на основе которых формируется схема собственного тела и его ощущения. Другие составы воздуха (в воздухе 70 процентов азота, а это составляющая часть белка!) и только 21 процент кислорода, а остальное-гелий водород и т. д. Кислород необходим только для деятельности митохондрий, вырабатывающих энергетические ресурсы для работы клетки. Азот, видимо, также не безразличен для организма и он каким то образом усваивается им. Через кишечник в организм начинает поступать новая пища. Помимо этого существуют ещё многие, многие потоки чувственных воздействий, которые люди даже и не осознают.

Энергетические составляющие, воздействующие на головной мозг, это прежде всего те потоки энергии, которые воспринимаются нашими рецепторами и передаются в мозг (наш мозг-приёмник).Всё что мы видим это потоки отражённого светового потока в виде потоков фотонов с частотой от 400 Тгерц (красный цвет) до 700 Тгерц (фиолетовый цвет), несущих энергию электромагнитных волн и воспринимаемых палочками и колбочками в сетчатке глазного дна. Эта энергия преобразуется в электрохимические процессы в этих структурах. В дальнейшем, трансформируясь в нервные импульсы, информация проходит через структуры мозга (кодируясь и перекодируясь) и формирует в области коры затылочных долей полевую электро-информационную систему, которую мы и называем — "я вижу". Тоже самое происходит и со слухом, преобразующем энергию колебаний воздуха через приёмники-рецепторы волосков улитки в нервный импульс. Этот импульс так же кодируется и перекодируется и мы слышим. Так функционируют все органы чувств, в том числе и рецепторы кожи мышц, сухожилий, неся информацию для переработки её и выработки адекватной координированной ответной реакции. Все эти мощные потоки ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ-ИНФОРМАЦИОННОГО влияния воздействуют на рецепторы и органы чувств, и чем больше и сильнее это воздействие, тем активнее начинает формироваться и стимулируется созревание нервной ткани, что сопровождается появлением новых синапсов — связей. Это позволяет включать в активную деятельность новые межклеточные связи. Вырабатываются новые порции нейромедиаторов и на нервных клетках созревают новые клеточные рецепторы. Увеличивается само тело нервной клетки за счёт развития внутриклеточных структур. На теле нервной клетки увеличивается дендритная сеть (дендриты-нервные отростки принимающие импульсы от других нервных клеток). Активно созревает сервисная система обеспечения работы нервных клеток. Клетки сервисной нервной системы -глии обеспечивают формирование и развитие миелиновой оболочки аксонов(аксон-отросток нервной клетки передающий нервный импульс другим нервным клеткам).Интенсивно миелинизируются проводящие пути .Созревание миелиновой оболочки аксона (изолятора между проводящими путями и ускорителя проведения нервного импульса), стимулируемое повышенной АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТЕЛА НЕРВНОЙ КЛЕТКИ ,приводит к увеличению скорости проведения импульсов, что сказывается уже на степени зрелости функциональной активности и улучшения функций и контроля вышележащих структур над нижележащими.

В первые 12 недель жизни ребёнка происходят самые высокие темпы развития и созревания мозга ребёнка. Косвенным образом это можно проследить измеряя длину окружности его головы. В первые два месяца окружность головы увеличивается на 4сантиметра(по 2 каждый месяц).Потом каждый месяц она увеличивается только на 1сантиметр. После года жизни увеличение размера уже исчисляется миллиметрами (0.5 см).По другому можно сказать, что новорожденный ,весящий примерно 3 килограмма, имеет вес мозга 300 граммов. К году жизни общий вес ребёнка примерно 10 килограммов, а вес его мозга уже достигает 1килограмма. То есть, вес мозга за короткий промежуток времени увеличился больше чем в ТРИ раза. Необходимо напомнить, что вес мозга взрослого человека равен примерно 1кг.400 граммов. То есть, в течение следующих 25 лет жизни появляется лишь только 400 граммов! В этих сведениях указывается, какими колоссальными темпами растёт и созревает головной мозг ребёнка в первые недели и месяцы жизни!

Но развитие и рост головного мозга ребёнка требует не только просто белки, жиры, углеводы и микроэлементы, поступающие с пищей по кровотоку, но также требуются и КОЛОСАЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ресурсы, необходимые нервной клетке для обеспечения самого процесса роста развития и функционирования нервной клетки (Взрослый мозг человека представляет примерно 2% от всего веса, но потребляет больше 25% общей энергии организма). Под влиянием притока энерго-информационного воздействия внешней среды и в процессе постепенного созревания нервной системы ребёнок получает возможность осваивать новые закономерные эволюционные ступени развития. При этом энергетические потоки распределяются в первую очередь в наиболее активные по темпам созревания в настоящее время структуры. В результате активного чувственного воздействия в процессе созревания структур головного мозга отмечается следующая последовательность: созревание идёт в направлении от нижних отделов к верхним, от задних структур к передним и с правого полушария на левое. В процессе развития в двигательной сфере ребёнок начинает удерживать головку, переворачиваться, садиться, вставать, ходить и в дальнейшем усложнять движения. В психо-речевой и поведенческой сфере так же постепенно усложняются речевые возможности произношения и грамматического построения мыслей ,характера мышления, концентрации внимания ,мотивации и характера поведения и т. д.
Самое трудное в дружбе - быть вровень с тем, кто ниже тебя...если ты в силах оказать другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.

Оффлайн Юлия_Бонд

  • Уныние- поедает изнутри, лишая возможности быть личностью!
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 859
  • Репутация: +2/-2
  • Пол: Женский
Иное дело имеет место в случае нарушения процесса развития. Нарушения могут оказывать влияние уже на первых стадиях деления и роста клеток организма. На самых ранних стадиях из-за вредных влияний зародыш погибает и дальнейшего развития не происходит(больше 40% зачатий).Несколько позже эти влияния сказываются на формировании органов и проявляются в дефектах их строения и формы. Ещё более поздние сроки вредоносного воздействия сказываются уже на формировании структур органов, их степени зрелости и, соответственно, адекватной функциональной возможности и активности. Наиболее сильное нарушающее влияние оказывается в критические периоды развития.

При нарушении процесса развития двигательной сферы в начале отмечается некоторое нарушение состояния мышечного тонуса и, соответственно, формирующиеся вынужденные положения тела и конечностей. Обращает на себя внимание не ровное положение тела с изгибом его в ту или иную сторону. Не правильное положение головы с её поворотом и наклоном в какую либо из сторон. Отмечаются напряженные и ограничено двигающиеся конечности в положении сгибания и внутреннего поворота их частей. Руки приведены согнуты в локтевых суставах. Предплечья повёрнуты во внутрь (положение пронации).Пальцы кистей сжаты, а большой палец не отводится и не противопоставляется по отношению к остальным. В ногах отмечается повышенный мышечный тонус (чаще в мышцах голеней и особенно медиальной головке икроножной мышцы). Ограничено разведение бёдер вплоть до перекреста ног на разных уровнях. Ноги согнуты в коленях, а стопы не выводятся в сторону передней части голеней (эквинусная установка стопы). Кроме этих мышечных групп нарушения тонуса отмечается ещё во многих других суставах

Вместе с этим выявляются и изменённые исследуемые двигательные рефлексы, которые врач-невролог проверяет при обследовании ребёнка. Ребёнок не держит или плохо держит голову. В положенные сроки ребёнок совсем не выполняет или плохо выполняет необходимые движения- не переворачивается, не ползает, не присаживается, не садится, не встаёт и затем уже и не ходит. Если все эти признаки наблюдаются в первые месяцы жизни до 1 го года жизни, то это оценивается как перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (это переводится как: пери- около, натальная-родовое, энцефало- мозговое, патия- страдание). Если же в результате не проводимого или поздно или плохо проводимого лечения (а в ряде случаев даже из-за очень сильного повреждения не поддающегося лечению) эти симптомы не устраняются и неуклонно нарастают. В результате постепенно формируются выраженные двигательные нарушения. В этом случае врач после года жизни ребёнка должен пользоваться уже другим диагнозом - ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП) в той или иной из 5 форм. Поэтому, хотя весь этот промежуток времени до 1 го года жизни ребёнка ещё и не ставится этот диагноз, но от используемых слов положение не меняется и болезнь постепенно формируется и закрепляется в устойчивое состояние, которое уже изменить не возможно. Из-за этих уклончивых оценочных слов на ранних сроках жизни ребёнка у врача и родителей не должно вырабатываться не настороженное отношение к имеющимся нарушениям. А надежда на то, что это состояние временное и вот, вот всё пройдёт и всё нормализуется нередко не соответствует действительности. Постепенно в течение этого времени, а иногда и гораздо раньше, формируется клиническая картина ДЦП, которая и приводит в конечном результате к той или иной степени инвалидности.

В настоящем изложении не ставится задача описания клинической картины и динамики развития заболевания. Так же не предполагается перечисление и описание применяемых методов лечения. Известно, что в лечении нарушенной деятельности головного мозга ребёнка используется с выраженным эффектом массаж, лечебная физкультура, медикаменты ,физиотерапия и многие другие методы воздействия назначаемые по показаниям. Каждое лечебное воздействие, оказывая влияние на ту или иную специфическую часть нарушенного процесса, обладает ограниченными возможностями, но не решает проблему в целом. В данном сообщении планируется кратко сообщить о наиболее специфическом и отличающимся от других методов лечения методе- иглорефлексотерапии.

Говоря об иглорефлексотерапии, которая используется практически половиной населения земного шара (Китай-2миллиарда человек,Индия-1 миллиард, Япония-126 миллионов Вьетнам,Малайзия, Монголия, Корея и многие другие страны, а так же использование её в европейских странах в условиях специальных кабинетов ) вначале необходимо сообщить, что этот многовековой метод лечения является ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ методом. То есть, он является методом, который за счёт ответных реакций организма на выбранное по силе, времени и комбинаций сочетания воздействия на рефлекторные зоны(точки) в конечном результате приводит к нормализации деятельности в организме нарушенных функций. Этот метод воздействия на функции организма без оперативного вмешательства и без введения из вне каких либо медикаментов достигает лечебного эффекта только за счёт нормализации внутренних ЭНЕРГО-ИНФОРМАЦИОННО-ХИМИЧЕСКИХ процессов, происходящих в организме. В целом это метод можно охарактеризовать как метод тонкой нейрофизиологии, оказывающий своё влияние на всех уровнях регуляции(начиная с местной реакции на коже и далее на уровне спинного мозга, ствола мозга, подкорки, коры и всего организма в целом) и во всех сферах влияния на все функции организма (нервной ,трофической ,гуморальной, иммунной, клеточной и всех других которые присутствуют в системе организации и реализации деятельности всего организма). Возможно эти высказывания звучат как описание панацейного метода лечения -то есть лечит всё. На самом деле такой широкий спектр возможностей связан только лишь с применением максимально правильных подобранных рецептов воздействия. Они должны быть максимально точно соответствующими тем механизмам, которые оказались нарушенными . Для достижения лечебного эффекта важно знать механизм заболевания и только тогда можно правильно подобрать то необходимое сочетание рефлекторных зон и силу воздействия на них по времени и продолжительности, а так же по характеру воздействия. Поэтому в китайской акупунктуре и существуют такие очень сложные правила сочетания точек в применяемом рецепте воздействия. В следствие такого продуманного применения иглорефлексотерапии, любая функция может быть улучшена.

Не описывая подробно все особенности и правила применения точек китайской акупунктуры, можно кратко изложить основы этого метода лечения. В китайской медицине болезнь оценивается как нарушенный баланс взаимодействия двух противоположностей -инь и янь. Инь и янь это общее обозначение всех противоположностей существующих в мире. Верх -янь, низ -инь. Темнота- инь, свет-янь. Холод-инь, жара -янь. Сухость -янь, влажность -инь. Так делится всё существующее в природе.Янь и инь содержат в себе энергетическую, информационную и материальную составляющие мира. Причём в каждом янь имеется определённое количество инь и каждое янь содержит инь. Примером может служить описание изменений в течение суток. Полночь-максимальный инь (темнота) и минимальный янь(свет). Затем начинает светать- и янь проникает в инь, а максимально он выражен в полдень. Затем в янь начинает проникать инь и постепенно начинает темнеть. И так каждый день, год, век, тысячелетия. В состоянии равновесия этих составляющих и отмечается нормальная функция любого изучаемого явления. При изменении этого баланса, выходящего за пределы границ возможного колебания, отмечается уже нарушение той или функции в той или иной степени. Причём, если где-то, что-то изменилось, то мгновенно произошли соответствующие изменения везде! Здесь идёт речь о голографической картине вселенной и человеческого организма, функционирующего по этим законам в частности.

В медицинской практике такие грубые энерго-информационные изменения приводят к заболеванию органа, системы, организма. В организме нарушается цикличный ход и смены этих энергетически-информационных составляющих, что приводит к дисбалансу и, как следствие, к заболеванию. В случае заболевания отмечается либо избыток янь при нормальном инь, либо недостаток янь при избытке инь, либо ещё большой ряд этих комбинаций в работе целого организма что и приводит к отличительным особенностям того или иного заболевания. Целью при лечении того или иного заболевания перед врачом является восстановление физиологического равновесия этих нарушенных функций. Безусловно в постановке диагноза и в использовании лечебных действий используются и многие другие показатели состояния и влияния окружающей среды, наследственности, условий проживания и питания пациента и других сопутствующих факторов.

Самое трудное в дружбе - быть вровень с тем, кто ниже тебя...если ты в силах оказать другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.

Оффлайн Юлия_Бонд

  • Уныние- поедает изнутри, лишая возможности быть личностью!
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 859
  • Репутация: +2/-2
  • Пол: Женский
Восстановление правильного функционирования энергетической системы организма в акупунктуре осуществляется с помощью рефлекторных зон (точек), лежащих на теле в виде воображаемых (это без применения специальной аппаратуры) линий- энергетических меридианов. На 14ти классических энергетических меридианах (кроме них имеются ещё и специальные-"чудесные",ло-проходы, скрытые и т. д.) лежит 695 классических акупунктурных точек( кроме них имеются ещё сотни других специфических точек и даже такие как "мерцающие"-точки, которые в норме не существуют и появляются только при том или ином заболевании).Выделяют 12 парных меридианов и 2 не парных. Меридианы пролегают по всему телу, конечностям и голове. Они имеют свой определённый ход, описанный во многих учебниках и руководствах. Вот некоторые из них: В.Г.Вогралик "Основы китайского лечебного метода чжен-цзю" 1961 г., Д.М.Табеева 1980г. "Руководство по иглорефлексотерапии", Г.Лувсан "Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии"1990 г. ,Хоанг Бао Тяу, Ла Куанг Ниеп " Иглоукалывание" 1988г. Описанные меридианы делятся на яньские и иньские и имеют разную длину и на них находится от нескольких штук до нескольких десятков точек. Каждый из 12 парных классических меридианов, имеет в своем составе либо яньский либо иньский энергетический поток. В течение дня каждый меридиан активен в разной степени в свой 2-х часовой промежуток времени. Они имеют 2-х часовой период минимальной и через 12 часов период максимальной активности. Эта особенность отражена в специальном правиле для подбора необходимых точек- "полдень-полночь" при подборе акупунктурного рецепта. В правилах подбора точечного рецепта кроме этого имеется ещё много других, звучащих экзотически для европейского мышления правил- "хозяин-гость", "дед-внук", "муж-жена" и т. д. При подборе необходимого акупунктурного рецепта учитывается ещё много других базовых (правил у - син и другие). Несмотря на то, что в описании точек и правил имеется поэтический оттенок (например точка сы - бай переводится как"точка у четырёхкратной белизны" ,а точка шэнь мень -"святой дух" и точка жэн - жун-"точка в ямке для воды" и так описываются большинство точек и правил, что значительно и усложняет понимание этого вида лечения), это на самом деле является отражением правил тонкого нейрофизиологического взаимодействия нейрофизиологических структур на разных уровнях регуляции. На практике используя именно этот подход для составления акупунктурного рецепта можно добиться максимального лечебного эффекта (в противовес существующему европейскому подходу подбора акупунктурного рецепта подбираемому на других основах).

Все предыдущие сообщённые сведения конечно в большей степени касались правил и условий лечения взрослого населения. В детской практике в общем сохраняются основные правила подбора акупунктурных рецептов для активного воздействия на организм через рефлекторные точки. Вместе с тем в детской практике выявляются и некоторые особенности ответной реакции детского организма, которые следует учитывать при проведении лечебных процедур. Ребёнок не может сообщить о своих ощущениях и о своём состоянии самочувствия. Поэтому врачу необходимо после предварительного визуального сканирования статуса ребёнка и оценки ожидаемых реакций следует внимательно следить за ответными реакциями детского организма по внешним признакам и в частности по вегетативным реакциям. При этом все эти признаки могут служить не только о переносимости проводимых процедур, но и могут свидетельствовать о степени лечебной эффективности ответной реакции, что очень важно для оценки хода лечебного процесса .

Более или менее стандартные курсы и рецепты, применяемые для проведения лечения детского церебрального паралича, мною изложены в методических рекомендациях "Иглорефлексотерапия при детском церебральном параличе". Методические рекомендации утверждены и изданы Министерством Здравоохранения СССР в 1985 году. Поэтому нет необходимости приводить здесь рекомендуемые рецепты для проведения лечения. Тем не менее за прошедшее время был накоплен некоторый дополнительный опыт и некоторые новые подходы в лечении детского церебрального паралича и других неврологических и психоневрологических заболеваний детского возраста.

Прежде всего, значительно смещены сроки начала лечения. До последнего десятилетия (или немного больше времени назад) в китайской лечебной практике считалось, что лечение детей до 8-10 летнего возраста не желательно. Это в какой то мере объяснялось возможным нарушением ауры ребёнка( что лучше: иметь " хорошую " ауру и быть инвалидом или иметь нарушенную ауру, но жить нормальной жизнью?). Так же не способствовала накоплению опыта лечения детей раннего возраста и проводимая в Китае политика снижения рождаемости. Кроме этого существовали и другие причины, замедляющие развитие китайской медицины в этом направлении. В частности, на процесс изучения анатомии и физиологии человека оказывали влияния и вековые философские и этические воззрения, препятствующие изучению функционирования человеческого организма в ключе европейского анатомо-физиологического подхода. В последние десятилетия эти положения меняются и в настоящее время детей с нарушениями развития нервной системы как и другие заболевания в Китае начинают лечить рано, но опыт в достаточной мере ещё не накоплен.

В нашей практике с использованием нейрофизиологических знаний и с сопровождением современной аппаратной верификации хода и результатов лечения сроки начала лечения сдвинуты до самых ранних насколько это возможно. При необходимости и благоприятных условиях лечение можно начинать уже с 1.5 - 2 месяцев жизни ребёнка.

Изменились и подходы к организации процесса лечения методом иглорефлексотерапии. В предыдущее время мной (в настоящее время ещё продолжается и многими другими врачами) лечебные курсы включали в себя 10 - 15-20 ежедневных сеансов. В дальнейшем предлагались перерывы на 1.5 - 2 месяца с последующим продолжением курсов в течение года( 3 - 4 курса). После длительного общения(1985-1986 годы) с профессором и директором института рефлексотерапии из г. Хошимина , уважаемого Нгуен Тай Тху, который настойчиво рекомендовал проводить лечение как можно дольше ( 30 -50 и больше сеансов).Эта рекомендация была вначале опробована на нескольких детях, а в дальнейшем и при лечении уже многих других детей, в результате был выработан режим лечения без перерыва - режим "NON STOP".Именно в этом режиме и появились возможности добиться не допущения хода развития заболевания - детского церебрального паралича, плекситов, задержек психического, речевого развития и других нарушений, связанных с неправильным возрастным становлением функций головного мозга. В случае же лечения детей с церебральным параличом этот режим лечения позволял добиться значительно больших результатов в улучшении нарушенных функций. Безусловно этот факт имеет своё нейрофизиологическое обоснование, но в данный момент нет возможности да и специальной профессиональной необходимости излагать и обсуждать предполагаемые действующие механизмы. Просто в настоящий момент сообщается о возможном изменении подхода к режиму лечения. В данный момент лишь можно напомнить об уже ранее изложенных механизмах действия длительного мощного постоянного (NON STOP режим) воздействия. Результатом такого длительного влияния иглорефлексотерапии является более активная рефлекторная ответная реакция, приводящая к стимуляции СОЗРЕВАНИЯ нервной ткани. В результате лечения увеличивается масса тела нервной клетки ,количество её дендритов и степень миелинизации её аксона (показатель зрелости).Вырабатывается больше нейромедиаторов, появляется много новых рецепторов и шипиков на теле нервной клетки. В результате этого активируются большее количество синапсов, что позволяет включать в активную деятельность новые межклеточные связи и т. д. Меняется частотное и межклеточное полевое взаимодействие. Это в конечном счёте и является целью лечебного процесса для ускорения развития и нормализации деятельности нервной системы ребёнка. При этом, в связи с высокой пластичностью мозга ребёнка, утраченную функцию в следствие травматического повреждения погибших нейронов могут брать на себя и другие нейроны. Применение предложенного варианта лечения в режиме NON STOP конечно не исключает и применение других режимов. Возможно применение курсов по 10-15-20 сеансов или режим поддерживающий - редкий но долгий курс лечения.

Для более простого представления о происходящих в организме ребёнка процессах при использовании режима лечения "NON STOP" можно сравнить с процессами, которые происходят в организме спортсмена ,музыканта -пианиста или скрипача, балетного артиста и многих других профессионалов при многолетних ежедневных занятиях с целью достижения самых высоких результатов. Ещё проще можно представить себе тропинку в поле по которой ходят. Если она используется часто, то она хорошо проложена и не зарастает. Со временем она становится дорожкой или дорогой. У здорового ребёнка двигательное (как и все другие функции головного мозга)развитие происходит естественно. Но в случае нарушения этого процесса требуется раннее, длительное и активное лечебное вмешательство с целью исправления ошибок природы.

В этом ключе без перерывов предлагается проводить лечение и с использованием массажа и лечебной физкультуры. Некоторые специалисты по лечебной физкультуре уже прибегают к такому ходу лечения. Например, методика лечебной физкультуры по В. Войта (1974-1996 гг. ) требует длительного ежедневного и многократно за день занятия с ребёнком. В течение года требуется стимуляция индивидуально подобранных тригерных зон, которые должны через командные нейроны запустить комплексные двигательные стереотипы -переворачивания,ползания,вставания и другие. Конечно в первую очередь этим должны владеть и это должны выполнять обученные родители. Основная тяжесть в комплексном лечении и процесса абилитации таких детей лежит прежде всего на родителях .

Кроме описанных изменений имеются ещё и некоторые другие, которые появились в процессе накопления опыта за прошедшие 32 года (это только опыт касающийся использования иглорефлексотерапии). В дальнейшем, наверное, появятся новые возможности, улучшающие лечебный процесс. Но хотелось бы, чтобы это прежде всего были не те, которые лечат уже полученную инвалидность, а те, которые предупреждают и не допускают её появление.

В данной статье хочется обратить внимание на необходимость как можно более раннего начала лечения(пусть даже будет и гипердиагностика, так как лучше не допустить заболевание, чем лечить уже состоявшуюся инвалидность).Начинать думать о правильном развитии плода необходимо в качестве профилактики в период беременности. Что конечно выполняется врачами, ведущими беременность. Это конечно компетенция врачей акушеров- гинекологов. Затем, в случае не благоприятных родов, уже в роддоме-компетенция неврологов- неонатологов. После выписки необходимо активно приступать к лечению детей с признаками риска уже с первых недель или месяцев жизни. В настоящее время уже имеются такие специальные отделения для новорожденных ,но их не достаточно и вместе с тем ни у врачей ни тем более у родителей нет той должной настороженности в возможному течению дальнейшего развития. С другой стороны, чаще всего эта проблема должна решаться не в стационаре, а при правильной и хорошей организации может быть решена либо в приходящем режиме-дневной стационар, либо в домашних условиях. Представляется, что эта проблема по возможности должна решаться не в стационарных условиях где из-за 2 - 3 часового лечебного процесса ребёнок должен находится в лечебном учреждении круглые сутки(кроме тяжёлых случаев требующих постоянного врачебного контроля).

Так же необходимо изменить подход к режиму лечения- лечить не курсами, а вести лечебный процесс как можно дольше- в режиме "NON STOP".Это необходимо так как ребёнок растёт и ежедневно, в случае отсутствия коррекции хода развития , процесс созревания идёт по нарушенным сценариям. Многое из этой не лёгкой работы могут выполнять только родители, так как только они постоянно общаются с ребёнком. Лечебный процесс проводится постоянно, но под руководством врачей.

Наконец, в настоящее время существует много возможностей для лечения и предупреждения формирования детского церебрального паралича и других форм нарушения функций головного мозга. В этом ряду находится и обладающая специфическими возможностями - иглорефлексотерапия. Включение в общий комплекс абилитационных процедур иглорефлексотерапии значительно повышает эффективность проводимого лечения и повышает шансы благоприятного исхода при вмешательстве на ранних стадиях формирования заболевания. При благоприятном течении лечебного процесса можно ожидать что дети с лёгкими и средними степенями нарушений развития головного мозга ребёнка могут быть скомпенсированы и в дальнейшем расти и жить как здоровые дети. Дети же с более сильными повреждениями в результате такого лечения могут иметь значительно менее выраженные последствия.

Изложенные положения, применяемые к процессу лечения перинатальной энцефалопатии с целью предупреждения развития детского церебрального паралича, полностью могут быть применены и в случаях лечения других нарушений развития головного мозга ребёнка качественно отражающихся на речевой, когнитивной, поведенческой и других психических сферах.

В каждой семье и каждый родитель хочет видеть и иметь здорового, умного, счастливого ребёнка. Но в случае изменившегося по разным причинам и в разные сроки хода развития головного мозга ребёнка требуется длительная без перерывов кропотливая и профессионально адекватная лечебная работа по исправлению ошибки природы в этом не простом процессе онтогенетического созревания. Это не тот случай, когда что-то произошло у здорового взрослого и нарушилась уже ранее правильно работавшая функция, которую нужно и можно восстановить. У растущего ребёнка это лечебно-развивающий процесс, требующий хорошего знания развития функций в норме и знания применяемых приёмов и методов воздействия на те конкретные нарушенные механизмы у конкретного ребёнка.
Самое трудное в дружбе - быть вровень с тем, кто ниже тебя...если ты в силах оказать другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.

Оффлайн Юлия_Бонд

  • Уныние- поедает изнутри, лишая возможности быть личностью!
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 859
  • Репутация: +2/-2
  • Пол: Женский
Пожалуйста задавайте свои вопросы, Вадим Васильевич, ответит по возможности и если это в его компетентности каждому родителю!
Самое трудное в дружбе - быть вровень с тем, кто ниже тебя...если ты в силах оказать другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.

 

Поиск