Автор Тема: Сенсорная интеграция и психическое развитие детей.  (Прочитано 1878 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Юлия_Бонд

  • Уныние- поедает изнутри, лишая возможности быть личностью!
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 860
  • Репутация: +2/-2
  • Пол: Женский
«Для того, чтобы быть самим собой,
необходимо обладать единственно своим
уникальным и ограниченным местом в пространстве,
т.е. телом.
Самоощущение собственного тела,
самоощущение единства себя
 и своего отличия от окружающего пространства
 является основой Я-сознания».
(К. Бюлер). 

Точка-точка, два крючочка. Носик, ротик, оборотик… Мы играем с нашими малышами в такую игру, и со временем ребёночек показывает маме, где у него ушки, где животик…

 Показывать – показывает. Научили. Давайте задумаемся: ощущает ли? Чувствует ли наш ребёнок себя внутри себя? Целостно ли?

 Наши мамочки часто удивляются: «Качаться на качеле может подолгу, я уже сама не выдерживаю. А дочка потом на занятии тако-о-о-ое выдает!» Или: «Когда кричит, кажется, без причины, покачаю в гамаке – и он успокаивается, может спокойно поиграть или засыпает после этого спокойно». Или: «В голове не укладывается, как он может так долго кружиться, меня уже тошнит, а ему хоть бы хны, доволен!» Еще такое: «Как на массаж идти – криком исходит, будто режут его, хотя массажист у нас опытный, массаж мягкий.  А начнёшь тискать со всей силы – радуется и просит еще». Примеров можно привести множество: тянет в рот, жуёт всё, что попадёт под руку; раскачивается всем телом, трясёт руками и т.п.

 С большой долей уверенности здесь можно сказать, что речь идёт о нарушении процесса обработки сенсорной информации, в частности, у ребёнка  нарушено или отстутствует целостное реальное восприятие своего тела. Другими словами, наши дети ощущают свое тело, «себя внутри себя»  и себя в пространстве недостаточно отчетливо либо совсем  не отчётливо. Ребенку требуется постоянно двигаться, чтобы себя чувствовать.

 Н.А. Бернштейн, описывая теорию построения движений, выделил несколько уровней построения движений:

  - уровень А – это уровень тонической регуляции (не только тонус нервно-мышечного аппарата, но и тоническая активность всего организма, всех его систем).

 - уровень В – он руководит всеми двигательными автоматизмами тела: переворачиванием, ползанием, ходьбой, лазанием и т.п. Это уровень автоматизированной работы нашего тела, всех его органов. Выражение «Тело работает как часы» характеризует отличную работу этого уровня.

 - уровень С – это уровень осмысления реального пространства существования ребёнка, в  том числе и пространства собственного тела. Именно здесь появляются подражательные движения, игра, невербальное общение, эмоционально окрашенные звуки.

 - и только потом  идут уровни D и  E – интеллект и творчество (с точки зрения движения - восприятие  схемы,  схема движения, развернутая  фразовая речь, письмо,  интеллектуальные действия)

Дети с ДЦП испытывают  дефицит мультисенсорного взаимодействия: зрительного, слухового, вестибулярного и проприоцептивного (восприятие своего тела) - т.е. у них нарушено чувство позы, равновесия, искажено восприятие направления движений, нарушена пространственная ориентация, другими словами, нарушена сенсорная интеграции. Кроме того, малый опыт движений у детей с ДЦП не только усугубляет двигательные расстройства, но и ухудшает сенсо-моторное развитие, т.е. сенсорные системы могут нарушаться не только первично, но и вторично.

Уровень А (по Бернштейну) - самый нижний уровень построения движений, опирающийся на глубокую и вестибулярную чувствительность - это основа,  фундамент,  на котором строятся не только   движения, но и  психика,  активность ребёнка. Это – общение, поведение, детско-родительские отношения и т.п. На основе функционирования   восприятия уровня А происходит бессознательное встраивание, вписывание ребёнка  в окружающий мир.

Поэтому в коррекционную работу с детьми целесообразно включать на возможно более ранних этапах  стимуляцию глубокой чувствительности, организацию тонического объединения всего тела, формирование «схемы тела».

Независимо от того, значительно ли нарушение процесса обработки сенсорной информации или нет,  ребёнок с таким нарушением нуждается в понимании и помощи, так как ни один ребёнок не способен преодолеть эти препятствия в одиночку/
Самое трудное в дружбе - быть вровень с тем, кто ниже тебя...если ты в силах оказать другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.

Оффлайн Юлия_Бонд

  • Уныние- поедает изнутри, лишая возможности быть личностью!
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 860
  • Репутация: +2/-2
  • Пол: Женский
Дети с нарушениями сенсорной обработки отличаются от обычных детей, так как чувствуют по-другому:
 Можно сказать, что они оторваны от собственного тела. Большинство детей с НСО не очень хорошо ощущают свое тело. У них нет чувства ощущения себя в пространстве или чувства притяжения. Они неуклюжи и раскоординированы, у них плохое чувство времени и нет чувства ритма. У них слабый или отклоняющийся от нормы мышечный тонус, который отражается на осанке или походке. Движение глаз также отличается от обычного ребенка. Может казаться, что ребенок пристально смотрит вдаль, или один глаз недостаточно подвижен (то, что называется «ленивым глазом»).

 Они отделены от собственных чувств. Большинство детей с НСО не могут пользоваться чувствами в полной мере: зрением, слухом, тактильным контактом, вкусом и запахом – теми чувствами, которыми обычные дети пользуются для взаимодействия с окружающим миром. Большинство детей с НСО не могут использовать несколько чувств одновременно, т.к., пытаясь это сделать, они перегружаются информацией. Тогда все, что они видят, слышат, или чувствуют, отвлекает их - и они не могут ни на чем сфокусироваться. И, как результат, они становятся заложниками своего собственного окружения.

 Они также социально и эмоционально изолированы. Ребенок, который не ощущает движение своего собственного тела, не может интуитивно чувствовать связь между движением и чувством. Он не способен интерпретировать выражение лица или понять по тону голоса, что думает тот, кто к нему обращается. В ситуациях, где другие выражают эмоции, его лицо может ничего не выражать. Все это ведет к социальной и эмоциональной изолированности от других, что значительно осложняет возможность развития отношений или дружбы.

 (Роберт Мелилло, невролог, профессор, создатель Brain Balance Program)
Самое трудное в дружбе - быть вровень с тем, кто ниже тебя...если ты в силах оказать другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.

Оффлайн Юлия_Бонд

  • Уныние- поедает изнутри, лишая возможности быть личностью!
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 860
  • Репутация: +2/-2
  • Пол: Женский
Вильямс и Шелленбергер. Этапы формирования когнитивных функций.
« Последнее редактирование: 17 Апрель 2013, 15:31:42 от Юлия_Бонд »
Самое трудное в дружбе - быть вровень с тем, кто ниже тебя...если ты в силах оказать другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.

 

Поиск