Интервью с логопедом центра «Сделай Шаг» Бондаревой Юлией Юрьевной

Друзья, уже стало традицией на курсе проводить беседы со специалистами центра «Сделай Шаг» и делиться информацией с вами. Сегодня мы беседовали с логопедом-дефектологом центра «Сделай Шаг» Юлией Юрьевной на тему:«Логопедические игры для детей с ДЦП».

Корреспондент: Юлия Юрьевна, спасибо, что нашли время на беседу. Сегодня мы хотели бы поговорить об особенностях развития речи у детей с ДЦП, получить от вас практические рекомендации для самостоятельной работы с детьми дома.

Юлия Юрьевна: Добрый день! Речевое развитие ребенка с ДЦП — это длительная, непрерывная работа не только логопеда-дефектолога, но и родителей.

Корреспондент: Какие наиболее распространенные нарушения встречаются у детей с ДЦП?

Юлия Юрьевна: У детей с ДЦП оказываются, поражены различные структуры мозга. В связи с этим у них могут наблюдаться любые известные в логопедии речевые расстройства. Как правило, это дизартрия (нарушение произносительной стороны речи) и алалия (отсутствие или недоразвитие речи), но чаще всего это сочетанные нарушения.

Корреспондент: С чего стоит начать родителям при работе над развитием речи у ребенка, с какого возраста проводить занятия?

Юлия Юрьевна: Логопедическая работа при ДЦП проводится в тесном контакте с нейропсихологом, гидрореабилитологом, массажистом, кондуктивным педагогом, методистом ЛФК. Она является сложным составным комплексом в общих лечебных мероприятиях. Успех зависит от частоты реабилитаций, занятий с логопедом, глубиной нарушения. Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки доречевого и речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния. Ранняя логопедическая работа должна быть составной частью общей комплексной работы с детьми с церебральным параличом.Успешное преодоление речевых проблем зависит от своевременного визита к логопеду. Зачастую родители обращаются к специалисту, когда малышу уже исполнилось три или четыре года. Работа логопеда в таких случаях исправляет ошибки, ставшие уже привычными, а это очень сложно. Поэтому исправление психо-речевых нарушений нужно начинать с рождения ребенка.

Корреспондент: Какие практические советы вы можете дать родителям для самостоятельных занятий с детьми?

Юлия Юрьевна: В доречевой период (то есть в младенчестве) рекомендую акцентировать внимание на: эмоциональном общение ребенка с взрослыми, нормализацию мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата. Для этого рекомендую логопедический массаж, стимулирование речевой и звуковой активности ребенка, развитии сенсорных процессов (умения смотреть и слушать), хватательной функции рук. В дошкольном возрасте основными направлениями работы по развитию речи будут: игра, общение ребенка с окружающими с использованием речи. Формирование связной речи и устранение ошибок (грамматических, фонетических, лексических), развитие представлений о пространстве и времени, а также внимания, памяти и мышления, подготовка руки к письму и подготовка к школе.

Корреспондент: А существуют какие – либо игры с детьми на развитие речи?

Юлия Юрьевна: Да, существуют так называемые «Логопедические игры». Все они не сложные и родители при желании могут самостоятельно играть дома с детьми.

Корреспондент: Поделитесь, пожалуйста, с нашими родителями.

Юлия Юрьевна: С удовольствием. Можете начать занятия с артикуляционной гимнастики, которую советую делать регулярно. «Почистить зубки» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” нижние зубы с внутренней стороны. «Вкусное варенье» Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз.
«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, как цокает лошадка.
«Дудочка» с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) «Шарик» надуть щёки сдуть щёки.
Упражнения для не говорящих детей. В таких играх предлагаю использовать мягкую игрушку, например: котенка или ёжика.
— Котенок дует на молоко (дуть на зажатый между губами широкий язык, щеки не надувать);
— Котенок лижет молоко из блюдца (делать лакательные движения широким языком, блюдце – ваша ладошка);
— Котенок облизывается (круговые движения языком по внутренней стороне губ);
— Котенок зевает: а-а-а (широко открыть рот);
— Котенок увидел мышку, удивился: о-о-о (губы круглые);
— Котенок пугает мышку: д-д-д (по подражанию);
— Котенок доволен собой (надувать-сдувать щеки)
— Ежик причесывается (почесать верхними зубами нижнюю губу);
— Ежик фырчит (прикусить верхними зубами нижнюю губу : ф-ф-ф); — Ежонок фырчит (улыбнуться, прикусить верхними зубами нижнюю губу: фь-фь-фь);
— Ежик ест яблочко (надувать поочередно щеки);
— Ежик умывается (круговые движения языком по губам);
— Ежику вкусно, улыбается: и-и-и (в улыбке обнажить сомкнутые зубы);
— Ежик устал, зевает: а-а-а (широко открыть рот)

Корреспондент: Юлия Юрьевна, я знаю, что с развитием речи тесно связанна и развитие мелкой моторики ребенка.

Юлия Юрьевна: Совершенно верно, с этой целью необходимо привлекать внимание ребенка к собственным рукам, вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук. Вот некоторые упражнения, которые вы можете делать самостоятельно с ребенком дома. Эти упражнения направлены на развитие крупной, мелкой, общей моторики, развитие хватательной функции рук.
1. Рука ребенка захватывается в средней трети предплечья и потряхивается. После значительного расслабления кисти расслабляют мышцы предплечья. Для этого захватывают нижнюю треть плеча и проводят покачивающие движения. Затем поглаживается вся рука. Потряхивание чередуется с поглаживанием, которые укрепляют или расслабляют мышцы рук, а также формируют кинестетическое ощущение положения рук у ребенка. Прием проводится в течение 0,5-1 минуты.
2. Для того, чтобы вызвать активное внимание ребенка к собственным рукам, необходимо руки ребенка сделать источником тактильных ощущений. Расслабленные руки ребенка захватывают в средней трети предплечья и нерезко поднимают вверх, немного их потряхивают и легко опускают на веки или губы ребенка (зоны наиболее чувствительные). Затем руки вновь поднимают вверх. Если при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживают около губ, с тем чтобы ребенок попытался захватить их губами. Неоднократно то приближая, то отдаляя руки ребенка, у него постепенно укрепляют мышечное чувство собственных рук. Прием повторяется 4-5 раз.
3. После этих упражнений проводят массаж кистей рук с использованием всевозможных ворсовых щеток. Для расслабления кистей рук и рефлекторного разжимания кулака ребенка водят щеткой по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к лучезапястному суставу. Это движение вызывает расправление кулака и веерообразное разведение пальцев. Прием повторяется 4-6 раз поочередно с каждой рукой.
4. Для развития ощупывающих движений рук и формирования проприоцептивных ощущений кончики пальцев раздражают щеткой, а затем в руку ребенка вкладывают различные по форме, величине, весу, фактуре, температуре предметы и игрушки, удобные для захвата и удержания. Раздражение кончиков пальцев ворсовой щеткой повторяется 4-6 раз в течение 10-20 с.
5. После этих стимулирующих занятий ребенку показывают игрушку, подвешенную на ленточке, приводят её в движение, тем самым привлекая к ней внимание ребенка. Игрушкой касаются руки ребенка, стараются растормошить его руку. Затем руку подтягивают к игрушке, неоднократно подталкивая подвешенную игрушку. Ребенок наблюдает её колебания и воспринимает звучание колеблющейся игрушки. Прием проводится в течение 2-3 минут.
6. Когда ребенок начинает живо реагировать на эту игру улыбкой, звуками, взрослый расслабляет его кисть, поглаживая щеткой, и вкладывает в неё игрушку, удобную для захвата. В этот момент необходимо помочь ребенку ощупать эту игрушку, потянуть ее ко рту, рассмотреть со всех сторон. Повторяется 2-3 раза ежедневно.
Далее целью занятий по развитию движений руки является формирование правильных кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания.

Корреспондент: А ещё какие игры вы можете посоветовать?

Юлия Юрьевна: Далее предлагаю упражнения различные по трудности, такие игры проходят по следующему сценарию: Ребенка побуждают взять правильно игрушку из разных положений — сверху, снизу, сбоку от него, помогают рассмотреть её, ощупать, взять в рот, поманипулировать ею. Вслед за этим развивают простые действия. Вначале они осуществляются пассивно, т.е. логопед, в данном случае-родители, выполняет их рукой ребенка. Отрабатываются следующие действия: произвольно отпустить игрушку из руки; произвольно отпустить игрушку при помещении её в коробку; вынуть — вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого; покатать машину, мяч; открыть — закрыть коробку, крышку; снять — надеть колечки пирамидки; положить один на другой 2-3 кубика — снять; покачать куклу; выполнить подражательные действия — ладушки, до свидания и др.; собрать мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов; брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью; брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов). Упражнения проводятся ежедневно в течение 5-8 мин.
Для тех детей, у которых тяжелая форма церебрального паралича, кисть, как правило, остается сжатой в кулак, предлагаю игры по развитию чувствительности кончиков пальцев.
1. В этом случае захватывают кулак ребенка и сжимают всеми пятью пальцами, с тем чтобы вызвать еще большее сжатие кулака ребенка. При этом проводится потряхивание руки; затем мама быстро разжимает свою руку, освобождает кулак ребенка, вслед за этим рефлекторно кулак ребенка расслабляется и пальцы раскрываются (повторяют 2-3 раза).
2. Потом проводят поглаживание кончиков пальцев щеткой (4-6) раз. Постепенно ребенок начинает чувствовать кончиками пальцев жесткий ворс щетки, а яркий цвет щетки привлекает зрительное внимание ребенка. Щетки должны быть не просто яркими, но и различными по цвету. Прием проводится ежедневно. Руки ребенка и щетка в момент соприкосновения должны быть в поле зрения ребенка.
3. Тактильные ощущения развиваются на занятиях по осязанию под зрительным контролем игрушек с шероховатой поверхностью. Совершенствование пальцевого осязания необходимо для формирования у ребенка правильного захвата игрушек. Причем развитие зрительно-моторных координаций идет в сторону повышения роли зрительного внимания.

Корреспондент: А как можно совмещать логопедические игры с развивающими игрушками?

Юлия Юрьевна: Можно использовать различные шнуровки, различные трафареты и лекала.Как играть со шнуровками понятно, расскажу про трафареты и лекала. Например, при работе с трафаретом с геометрическими фигурами ребенок накладывает его на лист альбома и простым карандашом обводит знакомые фигуры. Затем ребенок снимает с листа трафарет и каждую полученную геометрическую фигуру делит на параллельные отрезки (штрихи). Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Расстояние между отрезками должно составлять примерно ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, дети укорачивают на одном из них стрелку. На последующих занятиях дети строят из геометрических фигур разные предметы, заштриховывают их и составляют смысловые композиции. Можно сопровождать эти композиции рассказом. Например, построили электровоз или самолет и отправились в путешествие. Можно использовать Игры в картинки. Затем в штриховку можно включить элементы букв. Штриховка в этот период выполняется фломастером. Дети могут заштриховать и собственные контурные рисунки на разные темы: космос, правила дорожного движения и т.д. Приведенные выше упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образному и логическому мышлению. Существуют целые методики по коррекции того или иного речевого нарушения, я вам рассказала только малую часть того, в какие логопедические игры вы можете играть самостоятельно.

Корреспондент: Юлия Юрьевна, большое вам спасибо за интересный рассказ. Думаю, многие родители примут к сведенью ваш накопленный опыт работы и последуют вашим рекомендациям.