Интервью с психологом центра «Сделай Шаг» Семеновой Еленой Рудольфовной

Друзья, сегодня мы беседовали с психологом реабилитационного центра для детей-инвалидов «Сделай Шаг» Еленой Рудольфовной на тему: «Игры с особенным ребенком». Корреспондент:
Елена Рудольфовна, добрый день!

Друзья, сегодня мы беседовали с психологом реабилитационного центра для детей-инвалидов «Сделай Шаг» Еленой Рудольфовной на тему: «Игры с особенным ребенком».

Корреспондент:
Елена Рудольфовна, добрый день! В центре
большую часть подопечных составляют дети младшего дошкольного возраста. И в каждой
семье, в которой растет особенный ребенок, рано или поздно встает вопрос о том,
в какие игры играть и какие лучше игрушки покупать. Какие рекомендации вы
можете дать родителям?

Елена Рудольфовна: Добрый
день! Хочу сразу оговориться, что для детей с ДЦП не требуется специальных
игрушек. Как говорил, Эрик Бери: «Воспитание детей — это преимущественно обучение тому, в какие игры следует играть». Игра с ребенком самое важное дело! Если вы отказываетесь от живого общения с детьми вы обедняете и свою жизнь и жизнь ребенка.

Корреспондент: Елена
Рудольфовна, а почему так важна игра для ребенка?

Елена Рудольфовна:
В игре создается особый тип реальности. Это совершенно особая, волшебная
реальность: та, в которую человек одновременно и верит и нет. Условная
реальность помогает ребенку «проработать» сложные жизненные ситуации, научиться чему-то у взрослых или партнеров по игре пусть даже выполнено действие «понарошку». Реальность игры помогает смоделировать любую ситуацию. Игра-это школа жизни ребенка, его способ жить, это источник познания мира и себя.
Есть особые игры-психологические. Это смоделированные ситуации в котором ребенок может приобрести определенные навыки взаимодействия,
развития коммуникативных умений, необходимых для общения, преодоления
трудностей, связанных с общением/конфликтами, противоречиями, обидами,
возникающие дома и в д/с.В результате игры у ребенка формируется механизм
самопознания, формируется адекватная самооценка, повышается уверенность в
себе, формируется позитивная мотивация. Дети учатся искать ракурс внутри самого себя.

Корреспондент: Елена Рудольфовна, а есть какие-либо ограничения, что подходит одному ребенку, противопоказано другому?

Елена Рудольфовна: К сожалению, у большинства детей с ДЦП есть
много сопутствующих заболеваний, которые вносят свои особенности в игровую
деятельность. Например, если у ребенка проблемы со зрением, то ему будет
полезны игрушки, привлекающие внимание с мигающими огоньками, светом, а ребенку, у которого эпи-синдром такая игрушка не подойдет.

Корреспондент: Елена Рудольфовна, а существуют какие-то универсальные игры и игрушки для детей с ДЦП и сопутствующими заболеваниями? В начале беседы вы говорили, что для детей с ДЦП не требуются специальные игрушки.

Елена Рудольфовна: Конечно существует и их очень большое количество. Все зависит от фантазии и желания родителей. Очень полезны игры на развитие мелкой моторики, копирование жестов.
«Моем ручки» — дети поочередно круговыми движениями
охватывают кисти правой и левой руки
«Надеваем перчатки» — проводим от ногтя до основания каждого
пальца правой руки собранными вместе всеми пальцами левой руки (и наоборот)
начиная с большого пальца
« Снимаем варежку»- начинаем движение у основания кисти
(охватываем поочередно правую и левую руку) и доходим до кончиков пальцев
«Идет коза рогатая»
«Зайчик шевелит ушами» — указательный и средний пальцы
направлены вверх, их поочередно сгибают и разгибают (остальные все время при
этом сжаты в кулак)
«Нарисуем в небе солнышко»- указательным пальцем «рисуем»
круг, используя при этом как правую, так и левую руку.
— Игры на развитие мышления, памяти, внимания: «Чего не стало», различные сортировки, «Кто кричал?», «Что изменилось?», «На чем
играли?» и т.д.
— Игры, развивающие эмоционально-волевую сферу: «Назовём чувство», «Мешочек со злостью»,
«Вырасти цветочек», «Без обиды», «Пес Барбос» и т.д.
— Игры, помогающие детям в общении «Кто у нас хороший?»,
«Карусели», «Дочки –матери», «Дом».

Корреспондент: Елена Рудольфовна, на реабилитацию ребенка уходит большая часть родительского бюджета и «правильные» игрушки не получается купить. Что вы можете посоветовать родителям с ограниченным бюджетом?

Елена Рудольфовна: Предлагаю широко использовать повседневные вещи, которые всегда находятся под рукой. Кухонную посуду, например, из пустой пластиковой бутылки и крупы можно изготовить погремушку и у каждой
крупы будет свой звук. Могу порекомендовать несколько хороших книг «Игры и занятия с особым ребенком (руководство для родителей)» Сары Ньюмен, в этой книге масса полезных игр и практических советов на каждый день. Шоплер Э., Ланзид М., Ватера Л. «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей» (Сборник упражнений для специалистов и родителей)

Корреспондент: Елена Рудольфовна, а что вы посоветуете родителям, которые работают, когда найти время для игр с ребенком?

Елена Рудольфовна: На самом деле недостаток времени, это всего лишь отговорка, очередная иллюзия.Время есть всегда, а вот желание и умение играть… Можно играть, выполняя домашнюю работу. Вы на самом деле готовите, а рядом увлеченно в «своей» кастрюле мешает ложкой фасоль
или макароны. Перекладывает (сортирует) ложки или вилки. Вы занимаетесь стиркой, а ваш ребенок с удовольствием помогает загрузить белье, включить машинку.
Вы сидите в очереди, едете в машине… И вам и ребенку скучно…Можно конечно включить планшет и потерять радость общения, а можно вспомнить «бабушкины игры» в ладушки, в сороку, спрячь ладошку и т.д. поиграть в слова или отстукивать разный ритм, сочинять сказку – позволяя детям раскрывать свои способности.
Иногда вопрос «когда играть?» имеет другой смысл: В какое время суток? Игра – это большая нагрузка на ребенка и он может устать. Поэтому,в игры, которые требуют умственной или физической нагрузки лучше играть в дневное время, а вечером предпочесть более спокойные игры. Избегая при этом отвлекающие факторы.

Корреспондент: Елена Рудольфовна, а что является отвлекающими факторами для проведения игры?

Елена Рудольфовна: Ненужные игрушки, которые видит ребенок во время игры, предметы домашнего обихода и даже орнамент на обоях. Чтобы свести все отвлекающие факторы на нет, можно создать ребенку «домашний уголок». Посторонний шум мешает ребенку сосредоточиться. Часто сам взрослый «мешает» ребенку играть.Основная проблема взрослых в игре — они забывают, что играют и становятся занудами. Игра спонтанна, примите мир ребенка и самого ребенка таким, какой он есть. Нет быстрых результатов. Будьте рядом и не «лезте» со своей помощью, если вас не просят. Если вы все время подсказываете, даете инструкции, ребенок теряет интерес к поиску
решения, «вкусность» исследования, и не будет самостоятельным. Но, все хорошо в меру и совсем отказывать в помощи ребенку тоже не стоит т.к. можно оттолкнуть ребенка и потерять его доверие. Помните о возрасте и возможностях ребенка, предлагая ему игру.

Корреспондент: Елена Рудольфовна,большое вам спасибо за интересную беседу.