Интервью со специалистом по ЛФК центра «Сделай Шаг»

DSC_1441

Друзья, сегодня на курсе мы беседовали со специалистом по
лечебной физкультуре центра «Сделай Шаг» Тулушмановым Ильей Сергеевичем. Корреспондент: Илья Сергеевич, добрый день!

Друзья, сегодня на курсе мы беседовали со специалистом по
лечебной физкультуре центра «Сделай Шаг» Тулушмановым Ильей Сергеевичем.

Корреспондент: Илья Сергеевич, добрый день! Спасибо что нашли
время для общения.

Илья Сергеевич: Добрый день!

Корреспондент: Илья Сергеевич, согласно статистике Министерства Здравоохранения и Социального Развития РФ на сегодняшний день насчитывается почти 71 500 детей с диагнозом дцп. К сожалению, эта цифра с каждым годом растет. И соответственно, растет число детей нуждающихся в реабилитации, в том числе в лечебной физкультуре. Расскажите нашим читателям, какие методы лечебной физкультуры используете вы в своей работе?

Илья Сергеевич: К сожалению, нет способа лечения, дающего
возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции. Программы по лечебной физической культуре играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. При составлении комплексов упражнений необходимо тщательно проанализировать особенности двигательной среды ребенка, составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются: регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием. Постепенное,строго дозированное увеличение физической нагрузки.

Корреспондент: Илья Сергеевич, приведите несколько примеров упражнений, которые вы используете в своей работе.

Илья Сергеевич: Вот примерные упражнения, которые лежат в
основе занятий по лечебной физкультуре.
1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для
выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и
антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности
функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения
равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся
тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Корреспондент: Какие дополнительные приспособления вы используете на занятиях по лечебной физкультуре?

Илья Сергеевич: Среди многообразия средств реабилитации детей
с ДЦП следует выделить технологии, которые показали хорошие результаты и активно используются на базе Адаптационно-восстановительного центра для детей инвалидов «Сделай Шаг. Вот основные из них:
— Тренажер «Гросса» предназначен для ходьбы и выполнения прочих физических упражнений с детьми с нарушением функции опорно-двигательного аппарата. Благодаря устройству тренажера Гросса есть возможность принимать вертикальное положение тела, особенно это актуально для тех детей, которые не умеют ходить самостоятельно. И уже тогда специалист по реабилитации может включать ребенка в любой вид деятельности, согласно индивидуальному маршруту развития. Это могут быть не только специальные лфк-упражнения, но и включение ребенка в бытовую деятельность, социум, игры и т.д. Тренажер, как бы обеспечивает ребенку страховку, снимает синдром страха, тренирует пространственную ориентацию, позволяет восстанавливать подвижность при различных заболеваний опорно-двигательного аппарата и ДЦП.
— Применение лечебного костюма «Регент», также нашло широкое применение в реабилитационной практике с детьми с диагнозом дцп. Использование костюма на занятиях по лечебной физкультуре приводит к нормализации мышечного тонуса, уменьшению спастических реакций. Часто используется в сочетании с тренажером Гросса. На ребенка надевают костюм «Регент» и помещают в тренажер «Гросса», тем самым происходит имитация «правильной» ходьбы.
В центре «Сделай Шаг» при реабилитации детей, широко
применяется прибор «Корвит». Он представляет собой подошвенный имитатор опорных нагрузок. Уникальность прибора заключена в том, что он позволяет имитировать показатели физического воздействия на стопу при ходьбе, через механическое воздействие на стопу, что значительно ускоряет процесс реабилитации. Подопечные центра в восторге от занятий с использованием прибора «Корвит», он вызывает необычные ощущения вибрации в стопах и легкое щекотание.
— Иппотерапия (лечебная верховая езда) – один из наиболее эффективных методов реабилитации детей с ДЦП, который в последнее время привлекает внимание педагогов, врачей, родителей и социальных работников. В центре «Сделай Шаг» пока нет собственной конюшни, но зато есть тренажер, который полностью имитирует верховую езду. Подопечные центра с огромным удовольствием «катаются» на механической лошадке под наблюдением лфк-специалиста.

— Корреспондент: Илья Сергеевич в заключение нашей беседы,
какие рекомендации вы можете дать нашим читателям?

— Илья Сергеевич: Родителям необходимо понимать, что для достижения положительной динамики в реабилитации ребенка,
занятия должны быть регулярными и проводиться в комплексе с другими реабилитационными процедурами.

Корреспондент: Илья Сергеевич, большое вам спасибо за ваши интересный рассказ.