ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Развитие двигательных навыков)

Развитие двигательных навыков

Предваряя описание упражнений, которые Вы можете выполнять со своим ребенком дома, хотим дать Вам несколько советов. Во-первых, точное выполнение рекомендаций при проведении занятий по развитию двигательных навыков поможет Вам добиться максимальных результатов. Проводить занятия нужно многократно (не менее двух раз в день) в течение дня.

Развитие двигательных навыков

Предваряя описание упражнений, которые Вы можете выполнять со своим ребенком дома, хотим дать Вам несколько советов.

Во-первых, точное выполнение рекомендаций при проведении занятий по развитию двигательных навыков поможет Вам добиться максимальных результатов. Проводить занятия нужно многократно (не менее двух раз в день) в течение дня. Упражнения лучше всего компоновать таким образом, чтобы во время утренних занятий вы, например, выполнили с ребенком упражнения для мышц, выпрямляющих туловище и разгибающих бедра, днем – для тренировки функций кисти, вечером – игровые упражнения. В зависимости от возраста и физического здоровья ребенка, продолжительность одного занятия будет различной:

· для детей до трех лет достаточно 10 — 20 минут,

· от трех до семи 20 – 30 минут,

· старше семи лет 30 – 45 минут.

Все предлагаемые упражнения должны выполняться в медленном темпе и максимально правильно, количество повторов одного упражнения не должно превышать 5-7 раз. После выполнения очередного упражнения необходимо дать ребенку отдохнуть в течение 0,5 -1 минуты.

Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Критериями усталости организма ребенка являются следующие признаки:

· выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, суетлив (кричит, вступает в конфликт), либо он чересчур отвлекается и вялый;

· движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения

· кожа ребенка сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;

· ребенок сильно потеет, особенно лицо;

· учащаются пульс и дыхание.

Если вы увидите, что здание оказалось сложным для ребенка, — вносите изменения в само задание: замените его менее сложным, например игровыми, не требуйте высокой точности выполнения движений, будьте доброжелательны и эмоциональны.

Обращаем ваше внимание на то, что нет необходимости во время занятия выполнять все упражнения комплекса.

Комплексы упражнений и упражнения каждого комплекса расположены в порядке увеличения сложности, поэтому необходимо соблюдать последовательность их выполнения.

Во-вторых, чрезвычайно важно контролировать позу ребенка не только при проведении занятий, но и в повседневной жизни: за едой, в игре и т.д., поощряя правильные и исправляя порочные (неправильные) установки туловища и конечностей.

· В положении сидя (на стуле, диване) угол между бедром и голенью, т.е. сгибание в коленном суставе, должно быть близко к прямому углу, колени разведены, а пятки должны стоять на опоре (на полу или подставке).

· Если ребенок сидит на полу, то его колени должны быть максимально выпрямлены, а ноги разведены. Допустимо, сидеть «по-турецки», если ребенку трудно сидеть в другом положении.

· В положении стоя, колени ребенка должны быть выпрямлены, а пятки стоять на опоре (на полу или подставке).

В-третьих, наиболее эффективным способом закрепления двигательных навыков является включение их в повседневную жизнь, поэтому развитие двигательных навыков Вашего ребенка происходит не только во время выполнения упражнений, но и при выполнении ежедневных гигиенических процедур (умывание, чистка зубов), принятии пищи, а также в играх, рисовании. Для того чтобы Ваш ребенок почувствовал себя компетентным и самостоятельным в быту, ему необходимо предоставить возможность оказывать Вам посильную помощь по дому.

Прежде чем перейти к описанию комплексов упражнений, хотим отметить, что, для выполнения некоторых упражнений требуется участие двух взрослых.

Ваша доброжелательность, настойчивость и терпение обязательно будут вознаграждены успехами Вашего ребенка и повышением его самостоятельности.

Желаем Вам удачи!

ПОМНИТЕ, что амплитуда движений при выполнении упражнений определяется только возможностями ребенка, поэтому нельзя ее увеличивать, дополнительно нагибая, ребенка, разводя или сгибая его ноги. Будьте осторожны, это может привести к травмам.

Тренируем подъем и удерживание головы с разгибанием верхней части туловища.

Умение удерживать голову и контролировать ее положение появляется у ребенка одним из первых. Это умение формируется постепенно. Сначала он учиться делать это в положении лежа на спине. Ребенок пытается выводить голову из положения защитного рефлекса (голова наклонена вперед, подбородок прижат к груди) в среднее положение и удерживать ее, в дальнейшем у него вырабатывают умение приподнимать голову и поворачивать ее в сторону. В положении лежа на животе, у ребенка постепенно вырабатывают способность к удерживанию головы с опорой на предплечья и разгибанию верхнего отдела позвоночного столба.

Выполняем упражнения, лежа на спине.

  1. Ноги ребенка сгибают и приводят к животу, голову наклоняют вперед, плечи и верхнюю часть грудной клетки слегка приподнимают над опорой (см. рис.1). Фиксируют ребенка в таком положении в течение нескольких секунд, побуждая его поднять голову (используя игровой момент, например, подними голову и посмотри на свои колени).

Рисунок 1

  1. Ребенка держат за плечи, предплечья или кисти, слегка потягивают на себя. Фиксируют его в таком положении на несколько секунд, стимулируют его поднять голову, а в дальнейшем – голову и туловище одновременно (посмотри на маму). Выполняем упражнения, лежа на животе.
  2. Ребенок лежит с вытянутыми вперед руками. Взрослый становится с боку, кладет руку под грудь ребенка на уровне подмышечных впадин или локтевых суставов, поднимает грудную клетку над опорой (угол не более 30 градусов), другой рукой фиксирует таз. Голова ребенка должна находиться на одном уровне с руками (на начальных этапах, взрослый может поддерживать ребенка под подбородок для приведения головы в нужное положение).
  3. Внимание! Если у вашего ребенка повышенное внутричерепное давление или диагносцирован гипертензионно-гидроцефальный синдром, выполнять это упражнение можно только после консультации с врачом.

Ребенок лежит на мяче. Одной рукой взрослый фиксирует таз, другой удерживает вытянутые вперед руки ребенка в области кистей и раскачивает мяч вперед-назад (см. рис.2)Рисунок 2

Тренируем опору на предплечья и кисти.

Возможность опоры на предплечья и кисти служит подготовительным этапом для формирования у Вашего ребенка навыков стояния и ползания на четвереньках. Способность опереться на предплечья создает предпосылки для активизации движений в ногах. Для облегчения выработки чувства опоры на локти, на первых порах, под грудь ребенку можно подкладывать валик. Вам необходимо следить за тем, чтобы поднятая голова ребенка находилась по средней линии. При асимметричной опоре (при большем поражении одной руки) значительно больше времени Вам необходимо уделять тренировке чувства опоры на пораженной стороне.

Выполняем упражнения, лежа на животе.

  1. Побуждают ребенка перекладывать игрушку из руки в руку (предлагают потрясти погремушку поочередно правой и левой (одной и другой рукой).
  2. Ребенок лежит на мяче. Руки вытянуты вперед, ноги разогнуты, слегка разведены в бедрах, носки врозь. Взрослый покачивает мяч вперед — назад, побуждая ребенка опереться на кисти при приближении их к полу. Если ребенок не может сделать это самостоятельно, взрослый раскрывает его кисти, кладет на опору и фиксирует их.
  3. Ребенок лежит на валике, руки вытянуты вперед. Ребенка придерживают за бедра и слегка покачивают на валике, следя за тем, чтобы он опирался на раскрытую ладонь (см. рис.3).

Рисунок 3

Тренируем повороты туловища.

Овладение навыком поворота со спины на бок и на живот поможет Вашему ребенку включить в единый координированный двигательный комплекс многие группы мышц шеи, туловища и конечностей. Тренировка поворота на бок стабилизирует опорную функцию нижней части туловища.

Выполняем упражнения, лежа на спине.

  1. Ноги ребенка соединяют вместе и сгибают в коленных суставах, при этом придерживают его за плечи. Согнутые ноги отводят в сторону, так, чтобы они коснулись опоры, возвращают в исходное положение, затем отводят ноги в другую сторону. При необходимости использовать позу как на рис.4

Рисунок 4

Тренируем переход к стоянию на четвереньках, удержанию этой позы и ползанию на четвереньках.

Ребенка, который умеет поднимать, опускать и поворачивать голову лежа на спине, на животе, на боку; умеет переносить центр тяжести с одной руки на другую при опоре на предплечья и кисти, а также поднимать в этом положении руку с одновременным поворотом туловища, можно начинать обучать стоянию на четвереньках. Если ребенок не может сохранять это положение можно использовать валик (рис 5)

Рисунок 5

Для ползания на четвереньках ребенка необходимо научить правильно перемещать центр тяжести в положении лежа на спине с опорой на предплечья, сохранять равновесие и совершать реципрокные движения конечностями (одновременно левой рукой и правой ногой и наоборот).

  1. Исходное положение: лежа на животе. Для активизации «ползательных» движений ног, берут ребенка за вытянутые руки в области плеч, потягивают его на себя, поочередно наклоняя тело ребенка влево и вправо, при этом, нога отводится в бедре и сгибается в колене.
  2. Исходное положение: лежа на животе. Ребенку пассивно придают позу стояния на четвереньках. Одной рукой взрослый сгибает одну ногу ребенка, другой рукой поддерживает его под живот. Фиксирует ребенка в таком положении на 5 – 10 секунд.
  3. Ребенок стоит на коленях самостоятельно, держась за перекладину шведской стенки, стул, садится в боковое положение и встает на колени.
  4. Ребенок опирается на правую руку и левую ногу (и наоборот). Его просят приподнять руку и ногу, на которые он не опирается, и перенести их вперед. На первых порах ребенку будет сложно самостоятельно сохранить равновесие в таком положении, поэтому взрослый может поддерживать его за поднятые руку и ногу.

Тренируем способность садиться и сидеть.

Умение сидеть требует контроля вертикального положения головы, а также наличия реакций равновесия.

Исходное положение: ребенок сидит на полу с выпрямленными, разведенными ногами и держится за перекладину, находящуюся на уровне плеч и выше, либо опирается ладонями о ладони взрослого, о мяч.

  1. Взрослый берет его за плечи и, потянув их назад или отведя руки назад, стимулирует подъем головы и разгибание спины.
  2. Ребенок сидит на притче со спущенными ногами (ноги на опоре). Сбоку кладут игрушку, стимулируют ее захват (если игрушка слева, ее нужно захватывать левой рукой, постепенно игрушку перемещают за спину ребенка). Другую руку удерживает методист, слегка подталкивая ребенка в сторону игрушки. Упражнение стимулирует опорную реакцию рук при перемещении тела в сторону.
  3. Ребенок сидит на наклонной плоскости, угол наклона постепенно увеличивают.
  4. Ребенок лежит на спине, ему предлагают схватиться за вертикально или горизонтально расположенную палочку двумя руками, после чего, взрослый тянет палочку на себя.
  5. Ребенок лежит на спине, ему предлагают схватиться за вертикально или горизонтально расположенную палочку одной рукой, ребенок перейдет в сидячее положение, опираясь на локоть или кисть другой руки. Дать в руку ребенка игрушку и попросить его сесть, «держась за игрушку».
  6. Из положения на спине методист тянет ребенка на себя, беря его за одну или обе руки, и одновременно фиксируя его ноги. Добиваются, чтобы ребенок пытался самостоятельно сесть.
  7. Ребенок лежит на мяче на спине, взрослый побуждает его сесть, придерживая его за колени.

Тренируем вставание на колени и на стопы.

Вставание на колени является важным этапом подготовки к самостоятельному стоянию и ходьбе. В позе на коленях легче, чем в положении стоя, тренируются реакции равновесия туловища, поскольку большая площадь опоры снижает у ребенка страх падения.

Упражнения вставания на стопы необходимо выполнять в обуви (желательно в ортопедической)

  1. Ребенка ставят на колени, взрослый отводит его руки назад. Это способствует совершенствованию контроля положения головы и разгибанию верхней части позвоночного столба.
  2. Ребенка ставят на колени, взрослый отводит его руки назад. Просят ребенка, с небольшой амплитудой, отвести корпус назад и вернуться в исходное положение.
  3. Ребенок стоит на одном колене, другая нога опирается на стопу, взрослый одной рукой фиксирует колено этой ноги, а другой рукой осторожно качает ребенка вперед, назад, в стороны. Ожидают, что ребенок сохранит выпрямленную позу, стоя на одном колене.
  4. Ребенок стоит на одном колене, взрослый поднимает другую ногу назад, разгибает колено, распрямляет стопу, затем сгибает колено и возвращает стопу в исходное положение на опору. Упражнение способствует развитию равновесия и формированию шага.
  5. Ребенка просят встать из положения «сидя на корточках», поддерживая его в области колен и таза (взрослый стоит сзади).
  6. Ребенка просят встать из положения «сидя на корточках» и «стоя на коленях».
  7. Ребенок сидит на стуле лицом к взрослому, который держит своими руками его руки, своими ногами прижимает ноги ребенка к полу. Взрослый, потягивая ребенка за руки, стимулирует вставание.

Тренируем самостоятельное стояние и ходьбу.

Тренировка функции стояния предусматривает формирование равномерной опоры на стопы и контроля вертикальной позы туловища с сохранением реакций равновесия. Тренировке реакций равновесия должно быть уделено особое внимание, поскольку без них невозможны переход в устойчивое вертикальное положение, а затем и ходьба.

Сначала обучают ребенка ходьбе с поддержкой, для поддержки можно использовать руки взрослого, параллельные брусья, канат, ходунки.

  1. Ребенка ставят на опору и удерживают под мышками. Просят его выпрямить ноги и туловище.
  2. Ребенок лежит на большом мяче, на животе. Один взрослый удерживает ребенка за вытянутые вперед руки, прижимая их к мячу, другой ставит его ноги на пол на стопу. Если двигательные возможности ребенка позволяют, взрослый поддерживает ребенка за руки, а ноги он ставит на опору самостоятельно.
  3. Ребенок стоит со слегка разведенными ногами, его удерживают за плечи и таз. Осторожно раскачивают из стороны в сторону, при этом следят, чтобы он переносил массу тела с одной ноги на другую, или ребенка просят делать это самостоятельно с поддержкой за руки или без поддержки.
  4. Ребенок стоит со слегка разведенными ногами, взрослый удерживает его за руки. Осторожно подталкивают и потягивают его вперед, налево, направо стимулируя шаговые движения.
  5. Ребенок стоит со слегка разведенными ногами. Взрослый отводит руку ребенка (правую) за спину, удерживая ее в области локтя. Другой рукой, слегка подталкивает ребенка в область левой ягодицы, стимулируя движение ноги вперед.
  6. Подъем на стульчики различной высоты. Ребенка можно поддерживать за руки, либо он держится за палку, которую держит в руках взрослый, либо ребенок выполняет упражнение без поддержки самостоятельно. Во время выполнения упражнения необходимо следить за тем, чтобы ребенок вставал на стопу ноги, поставленной на стул, при подъеме неопорной ноги.
  7. Ходьба по лестнице.
  8. Ходьба приставными шагами в боковом направлении, с поддержкой взрослого или держась за перекладину.
  9. 9. Ребенок стоит, одна нога выставлена вперед. При поддержке взрослого (взрослый держит ребенка за вытянутые вперед руки), ребенок делает «качательные» движения, ставя полностью на стопу то одну, то другую ногу.

Упражнения для ежедневных занятий с ребенком.

Укрепляем мышцы, выпрямляющие туловище и разгибающие бедра (выполняются на «притче» или на полу).

  1. «Киска». Ребенок стоит на коленях, опираясь на прямые руки, ступни ног свисают с притча. Опускание и поднимание головы с разгибанием и сгибанием позвоночника в грудном отделе (ребенка просят показать сердитую и ласковую киску).
  2. «Ласточка». Ребенок стоит на четвереньках на притче, ступни ног свисают, руки прямые. Поочередное поднимание выпрямленных ног.
  3. Ребенок лежит на притче или на полу, руки и ноги выпрямлены. Повороты с живота – на бок – на спину, и обратно.
  4. Ребенок лежит на спине, ноги прямые, руки вытянуты вдоль туловища. Поочередное поднимание прямых ног на 15-20 см (если ребенок не может удерживать ноги на весу, он может поднимать ногу и класть ее на подставку, высотой 15 – 20 см.).
  5. Ребенок лежит на спине, ноги прямые, руки вытянуты вдоль туловища. Поочередное отведение прямых ног в сторону и удерживание их на весу (или на подставке).
  6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. Поворот таза без подъема плеч и ног с притча (на первых этапах, взрослый может удерживать ребенка за плечи).
  7. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты. Самостоятельно или с помощью взрослого, выполняет упражнение «полумостик», поднимает таз не отрывая плечевой пояс от опоры.
  8. Ребенок сидит с максимально согнутыми коленями и удерживает их руками. Маленькими шагами ребенок сначала максимально выпрямляет ноги, затем таким же образом приводит их в исходное положение (упражнение выполняется поочередно каждой ногой, затем двумя ногами одновременно).
  9. Ребенок сидит на «притче», опираясь на прямые руки сзади. Он старается сохранить сидячее положение во время хлопка перед собой.
  10. Ребенок сидит на «притче», наклоны вперед с прямыми ногами.
  11. Ребенок лежит на спине с согнутыми под прямым углом ногами, опора на всю стопу: разведение коленей в стороны и возвращение в исходное положение.

Развиваем различные мышечные группы ног.

  1. «Часики 1». Ребенок сидит на «притче» с выпрямленными ногами. Выполняет повороты туловища вокруг своей оси, с попеременным переставлением выпрямленных ног.
  2. «Часики 2». Выполняет повороты туловища вокруг своей оси, с поочередным переставлением ног, согнутых в коленях.
  3. Ребенок лежит на спине, пяткой одной ноги медленно проводит по передней поверхности голени другой ноги от голеностопного сустава до колена.
  4. Ребенок лежит на спине с выпрямленными ногами, пытается потянуть носки на себя.
  5. Ребенок лежит на спине, ноги выпрямлены, пятки вместе. Пытается развести стопы на максимально возможный угол.
  6. Ребенок лежит на животе, поочередное сгибание ног в коленях.
  7. Приседания. Ноги опираются на всю стопу, колени разведены (упражнения можно выполнять, держась за стул или другую опору, которая находится сбоку).
  8. Ребенок стоит у опоры, опираясь на всю стопу, поочередно становится на правое и левое колено.
  9. Ребенок стоит у стула, поочередно ставит одно колено на сиденье стула (необходимо следить за тем, чтобы нога, стоящая на полу, опиралась на стопу).
  10. Ребенок стоит, ноги разведены в стороны. Перенос тяжести тела с одной ноги на другую.
  11. «Мишка-медведь». Ребенок сидит на стуле. Поочередно топает ногами, необходимо следить за тем, чтобы корпус ребенка не отклонялся в стороны.
  12. Ребенок сидит на стуле, поочередно кладет «ногу на ногу» и возвращается в исходное положение.
  13. Ребенок сидит на стуле, поочередно пяткой одной ноги провести от стопы до колена другой.
  14. Ребенок сидит на стуле, самостоятельно или с помощью взрослого встает и садится на стул.

Игровые упражнения

  1. Ребенок сидит на притче, ноги прямые, хлопки руками над головой (руки через стороны).
  2. Ребенок сидит верхом на скамейке, подпрыгивания на скамейке (имитация верховой езды).
  3. Ребенок сидит на скамейке, ноги прямые. Передача мяча над головой вперед и назад с открытыми и закрытыми глазами.

Упражнения, с опорой на стул

  1. Ребенок стоит справа или слева от стула, держась за спинку одной рукой. Шаг на месте, с отведением ноги в сторону.
  2. Ребенок стоит справа или слева от стула, держась за спинку одной рукой Поочередное сгибание ног в коленях.
  3. Ребенок стоит лицом к сиденью справа или слева от стула, держась за спинку одной рукой. Поднимание согнутой ноги на сиденье стула.
  4. Обучение ребенка принимать вертикальную позу. Упражнение состоит из нескольких этапов: ребенок сидит на полу с выпрямленными ногами, опирается на прямые руки (руки за спиной), спинка стула перед ребенком. Ребенок поочередно сгибает ноги в коленях, затем, держась за спинку стула, садится на корточки, далее перебирая перекладины на спинке стула, встает.

Учимся ходить.

  1. Ребенок стоит (он может опираться на спинки стульев, находящихся по бокам), выполняет поочередные маятникообразные движения прямыми ногами, назад – вперед (при необходимости, взрослый фиксирует опорную ногу в коленном суставе).
  2. Ребенок стоит, опираясь на спинки стульев, поочередно ударяет ногой по мячу («игра в футбол»).
  3. Ребенок стоит лицом к спинке стула, держась руками за перекладину. Ходьба назад передвигая стул или при поддержке взрослого.

Ходим самостоятельно!

  1. Ребенок стоит ноги прямые, руки подняты вверх и чуть назад, позвоночник в положении небольшого переразгибания. Ходьба вперед (в обуви).
  2. Ходьба по полу между брусьями и по подставкам в виде горки, при освоении навыка, ходьбу можно сопровождать хлопками, подбрасыванием мяча. При устойчивой ходьбе отказаться от брусьев.
  3. Ходьба боком, приставными шагами вдоль брусьев (с поддержкой, без нее).
  4. Ходьба через перекладины лестницы, лежащей на полу.
  5. Шаги по нарисованным «следам». При улучшении устойчивости, размеры «следов» уменьшаются до размеров обуви ребенка.
  6. Ходьба спиной вперед на прямых ногах.

Укрепляем мышцы нижних конечностей в положении сидя на стуле.

  1. Попеременное поднимание ног.
  2. Забрасывание ноги на ногу.
  3. Достать пяткой одной ноги до колена другой.
  4. Положить стопу одной ноги на колено другой.
  5. Сгибание и разгибание стопы.

Тренируем функции кисти.

  1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать последовательность действий: движения всей рукой, движения кистью, движения пальцами, комбинации движений. Сначала все движения выполняются с открытыми глазами, после их освоения упражнения выполняются как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Все упражнения выполняем сидя на стуле.
  2. Маховые движения руками вперед, вверх, в сторону.
  3. Попросить ребенка дотронуться до головы, ушных раковин, кончика носа, глаз.
  4. Развитие функции рук тесно связано с формированием мелкой моторики, кроме того, руки принимают участие в поддержании тела в положении лежа на животе, поворотов туловища со спины на живот и обратно, для формирования реакций равновесия. Приступая к развитию функций кисти, особое внимание следует уделить тренировке умения схватывать и отпускать предметы, движениям пронации-супинации (вращения вовнутрь и наружу), отведения-приведения предплечья и изолированных движений пальцев.
  5. Уменьшению пронации (вращения наружу) кисти способствуют упражнения на ее супинацию (вращение внутрь) с использованием игровых моментов и вспомогательных приспособлений: движения имитирующие поворота ключа, выключателя, игра «покажи ладони».
  6. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: собирание предметов разной величины, сначала крупных, затем мелких; рисование карандашом, мелом; удерживание чашки за ручку. Очень полезны упражнения, развивающие отталкивающую функцию рук и зрительно-моторную координацию: катание мячей, шариков, бросание и ловля предметов.

Гимнастика для кистей рук и пальцев.

  1. «Веер». Ладони на столе. На счет, один-два, пальцы врозь-вместе.
  2. Ладошки — кулак-ребро (на счет один-два-три).
  3. Пальчики здороваются (на счет один-два-три-четыре-пять соединяются пальцы обеих рук, большой с большим, указательный с указательным, и т.д.).
  4. «Колечки». Соединить поочередно с большим пальцем каждый пальчик.
  5. «Человечек». Указательный и средний пальцы то правой, то левой руки бегают по столу.
  6. «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем – левой и пошевелить пальцами.
  7. «Козлята». То же упражнение, но выполняется одновременно двумя руками.
  8. «Очки». Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, поднести их к глазам.
  9. «Лилия». Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу. Затем слегка раздвинуть их, не разжимая пальцев.
  10. «Гнездо». Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
  11. «Птичка». Соединить большой, указательный и средний пальцы, и постучать по столу.
  12. «Рыбка». Соединить ладошки ровно и покачать ладошками вправо и лево.
  13. «Корни растений». Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустив пальцы вниз.
  14. «Солнечные лучи». Скрестить пальцы обеих рук, поднять руки вверх, растопырить пальцы.
  15. «Черепаха». Большой палец в кулаке, выставить – спрятать.
  16. «Замок». На счет один – ладони вместе, на счет два – пальцы соединяются в замок.
  17. «Паук». Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
  18. Банку или пластиковую бутылку обмазать пластилином. Попросить ребенка из различной крупы выкладывать узоры.