ПРИЛОЖЕНИЕ 4.1(Особенности ухода за ребенком с детским церебральным параличом)

Особенности ухода за ребенком с детским церебральным параличом

1.Нормализация сна у детей с церебральным параличом. По мере созревания центральной нервной системы, развития деятельности органов чувств и двигательной сферы у малыша постепенно устанавливается режим сна и бодрствования.

Особенности ухода за ребенком с детским церебральным параличом

1.Нормализация сна у детей с церебральным параличом.

По мере созревания центральной нервной системы, развития деятельности органов чувств и двигательной сферы у малыша постепенно устанавливается режим сна и бодрствования. Чтобы он правильно сформировался, надо уяснить некоторые закономерности.

Ребенка надо укладывать спать спокойно, не торопясь, не возбуждая его резкими движениями и неприятными процедурами. Важно выбрать правильный момент для укладывания, а для этого надо помнить о продолжительности бодрствования здорового ребенка. Длительность одного периода бодрствования на протяжении первого года жизни увеличивается от нескольких минут до 2,5-3 часов, на втором году – до 5, на третьем году — до 6 часов.

Не следует приучать больных детей к укачиванию, укладывать в постель взрослых. Если ребенок спит днем, а бодрствует ночью, взрослые все равно должны ночью класть его в удобную постель, гасить свет и не спешить к нему при малейшем требовании. Днем же его следует держать в специальном стуле около себя, развлекать играми, беседой, создавать условия, препятствующие засыпанию.

Улучшить сон ребенка с ДЦП помогает нормализация его позы.

Рисунок 1

Рис. 1. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Постарайтесь, чтобы ребенок занимал корректирующие положения или положения, противоположные неестественным позам.

Рисунок 2

Рис. 2. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Если у грудного ребенка колени прижаты друг к другу, а ноги скрещены наподобие ножниц, его ноги в стороны с помощью нескольких пеленок (подгузников),

Рисунок 3

Рис. 3. или вот так прикрепив ноги (во время сна).

Рисунок 4

Рис. 4. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Приспособление для разведения ног.

Рисунок 5

Рис. 5. ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Положите подушку между ног для разведения коленей в стороны. Если ребенок лежит и спит в выпрямленном положении, это поможет предупредить возникновение контрактур.

Рисунок 6

Рис. 6. Воспользуйтесь подушками для придания ребенку правильного положения, когда он лежит на боку

Рисунок 7

Рис. 7. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Если ребенок лежит и спит со скрещенными и согнутыми ногами, это приведет к контрактурам.

Рисунок 8

Рис. 8. Если ребенок будет проводить часть времени лежа на животе, это поможет выпрямить тазобедренные суставы. Если стопы свисают с края кровати, это позволит предупредить возникновение контрактур голеностопного сустава. Подушка в этом месте поможет выпрямить коленные суставы.

Рисунок 9

Рис. 9. Доска для упора стоп помогает предупредить контрактуры голеностопных суставов.

Рисунок 10

Рис. 10. Опора для стоп может быть немного наклонена вперед, чтобы ребенок мог растягивать мышцы стоп, нажимая на эту опору. (Не забудьте подложить что-нибудь мягкое).

В положении на спине он часто не удерживает голову по средней линии, откидывает ее назад на подушку. В некоторых случаях голова повернута все время в одну сторону, чаще вправо, что приводит к искривлению спины, неправильному положению бедер. Учитывая это, важно правильно разместить кровать ребенка. Дверь не должна находиться позади ребенка, т.к., чтобы видеть входящих, он будет еще больше откидывать голову назад. Если у ребенка имеется тенденция к повороту головы вправо, то кровать лучше расположить так, чтобы справа находилась стена, а слева дверь, чтобы он вынужден был чаще поворачивать голову в эту сторону.

Полезно, особенно во время короткого (дневного) сна, укладывать ребенка на живот. Из этого положения до того как он заснет, и сразу, как пробудился, ребенку полезно несколько раз самостоятельно или с помощью взрослого поднять голову с опорой на разогнутые руки.

Некоторые дети с церебральным параличом не могут удерживаться в положении на животе, так как у них резко повышен сгибательный мышечный тонус. В таких случаях полезно вытянуть руки вперед над головой. Если под руки и голову ребенка положить небольшой валик или жесткую подушку, ему становиться удобнее. Важно проследить, чтобы валик или подушка были небольшими и не способствовали искривлению позвоночника. Конкретные размеры этих приспособлений для каждого ребенка должны устанавливать врач или методист лечебной физкультуры.

Для некоторых детей со средней и тяжелой степенями ДЦП полезной позой во время сна может быть положение на боку: голова находится на одной линии со спиной, руки вытянуты вперед, бедра разогнуты, колени слегка согнуты. Такая поза препятствует фиксированной сгибательной установке туловища и бедер.

При очень тяжелой степени ДЦП ребенок обычно может спать только в положении на спине: эту позу необходимо исправлять, корригировать, помещая небольшие твердые подушки под голову, под верхнюю часть туловища и под колени.

2. КАК КУПАТЬ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА

Во время купания у детей с церебральным параличом возможно повышение мышечного тонуса, резкое разведение рук в момент погружения в воду, нарушение равновесия. Существуют приспособления, которые удерживают ребенка в полулежащем положении или стабилизируют позу сидя.

Маленьких детей с выраженным рефлексом Моро моют над ванной, держа под живот лицом вниз, или медленно опускают в воду в позе сидя с легким наклоном вперед. Тяжелобольных моют на деревянных щитах. Детей с гиперкинезами фиксируют широкими повязками.

Рисунок 11

Рис. 11. НЕПРАВИЛЬНО

Чтобы помыть между ног, не пытайтесь раздвинуть ноги, взявшись за голени. Это приведет к тому, что ноги еще плотнее прижмутся друг к другу.

Рисунок 12

Рис. 12. ПРАВИЛЬНО

Согните ноги и медленно разведите их в сторону. Если вы захватите ноги выше колен, их будет гораздо легче развести.

Рисунок 13

Рис. 13. ПРАВИЛЬНО

Медленно разведите ноги в стороны на всю возможную ширину, а затем постепенно разогните колени.

Во время купания с ребенком необходимо играть, стимулировать двигательную активность, помогать распознавать части тела — развивать его. Можно создавать различные обучающие ситуации, чтобы ребенок понял разницу между сухим и мокрым, горячим и холодным, большой струей и маленькой и т.д. Ребенку показывают, как стирать полотенце, мыть куклу. Купание должно доставлять радость и ребенку и родителям.

Нельзя не упомянуть о выдержавшем испытание временем методе ликвидации контрактур: сшейте небольшой полотняный мешочек, заполните его аптечным сбором шалфея (1 коробка), налейте в ванну горячую воду, бросьте в нее мешочек и, через несколько минут, вода «заварится», обретет светло коричневый цвет; дождитесь, когда температура воды достигнет 37 градусов. Опустите в воду ребенка и, играя в этой воде, проделайте с ним комплекс упражнений для рук, ног т. д. (комплексы желательно чередовать). Через 10 минут выньте ребенка из воды, оботрите, отнесите в постель, проделайте выполненные в воде упражнения еще раз. Через 10-15 сеансов от функциональных контрактур не останется и следа (см. рис. 24, 25).

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ.

К сожалению, родители часто не обращают внимания на то, что прогулку для детей с ДЦП необходимо правильно организовывать. Она должна стать частью кондуктивной терапии. Используя прогулку для здоровья ребенка, Вы не только должны правильно переносить ребенка, но и следить за его позой во время самостоятельной ходьбы и использовать это время для закрепления кондуктивных упражнений, которыми занимаетесь дома.

Дети со спастичными мышцами не способны передвигаться самостоятельно, и их приходится часто переносить. При этом взрослые совсем не обращают внимания на рефлекторное торможение и выработку правильных движений. Неверное поднимание ребенка, лежащего на спине, может иметь разрушительные последствия. Типичные ошибочные реакции не только возникают, но и закрепляются, т.к. ошибочные действия повторяются вновь и вновь.

Рисунок 14Рисунок 14

Рис. 14. НЕПРАВИЛЬНО

Если ребенок постоянно лежит с согнутыми и выпрямленными ногами, не носите его вот так.

Рисунок 15

Рис. 15. ПРАВИЛЬНО

Носите его так, чтобы руки были выпрямлены, а ноги согнуты в коленях и бедрах.

Рисунок 16

Рис. 16. ПРАВИЛЬНО

Рисунок 17

Рис. 17. ПРАВИЛЬНО

По мере улучшения у ребенка координации движений его можно носить на руках с меньшей поддержкой.

Рисунок 18

Рис. 18. ПРАВИЛЬНО

Ребенка с мышечной спастичностью, который обычно, сидит, согнувшись, можно носить вот так

Рисунок 19

Рис. 19. ПРАВИЛЬНО

Ребенка с сильной мышечной спастичностью, который стремиться выпрямиться и выгибается назад, можно носить вот так. Поднятие плеч вверх снимает спастику в ногах. Захват руками внутренней стороны бедер помогает развернуть ноги наружу и развести их в стороны. Вы можете подвешивать ребенка в этом положении для игр.

Рисунок 20

Рис. 20. НЕПРАВИЛЬНО

Если ребенок постоянно лежит с согнутыми и выпрямленными ногами, не носите его вот так.

Рисунок 21

Рис. 21. ПРАВИЛЬНО

Во время работы вы можете носить ребенка с разведенными ногами на спине или бедрах, как это принято у многих народов.

Рисунок 22

Рис. 22. НЕПРАВИЛЬНО

Рисунок 23

Рис. 23. НЕПРАВИЛЬНО

Не поднимайте ребенка так, как показано на рисунке. В этом положении голова ребенка запрокидывается назад, при этом увеличивается мышечная спастичность во всем теле и ногах.

Если повернуть ребенка немного в одну сторону, будет легче наклонить его голову и спину вперед. Это приведет к расслаблению мышц ног, в результате чего их тоже можно будет согнуть.

Отсюда следует, что при переноске ребенка надо быть предельно внимательным. Необходимо тщательно избегать тонизирующего рефлекса. В первую очередь, уделите внимание положению головы ребенка.Прежде чем поднять больного, лежащего на спине, надо осуществить наклон головы и корпуса вперед и сгибание в бедрах. Делается это так: взрослый садится на колени перед ребенком или за ним и, одновременно контролируя положение плеч и ног ребенка, переводит его в сидячее положение и только затем поднимает.

Можно и так: вы просовываете свои руки под руки ребенка и ладонями обхватываете его туловище. Теперь, если немного поднять свои руки, плечи, то голова ребенка переместятся вперед, только после этого его поднимают полностью.

Наклон и поднятие ребенка можно производить и из положения лежа на боку. Именно так необходимо действовать, если ребенок тяжелый. Класть его необходимо так же, избегая реактивных ложных движений. Легче всего это сделать, если в качестве промежуточной позы ребенок будет садиться на корточки.

Нельзя обращаться с ребенком, вышедшим из младенческого возраста, как с младенцем, излишне часто носить его. Это приносит больше вреда, чем пользы, и не способствует выработке движений корпуса. Затруднено изменение направления взгляда, т.к. дети не видят, что происходит вокруг них.

Задача правильной переноски — совершенствование движений. Делается это следующим образом. Либо ребенок, повернувшись к матери, согнув ноги, опирается на бедро матери так, что его спина максимально расслаблена, либо мать несет ребенка перед собой, прижав спиной к себе, ноги ребенка согнуты. Эти способы переноски стимулируют отработку у ребенка активного сохранения равновесия. Предплечьями можно дополнительно двигать плечи ребенка вперед и вниз. Любимая и вполне подходящая ребенку форма переноски — верхом, на спине матери. Один из вариантов — переноска висящего ребенка.

Рисунок 24

Рис. 24. Приложите теплые компрессы к спастичным мышцам или посадите ребенка в ванну с теплой водой.

Рисунок 25

Рис. 25. Медленно поворачивайте тело ребенка из стороны в сторону или помогите ребенку сделать это самому. Такие движения уменьшают спастичность в теле и являются хорошими предварительными упражнениями. Превратите их в игру.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО МАССАЖА

В некоторых странах обычные люди и даже врачи прибегают к массажу или растиранию спастичных мышц с целью их расслабления. Хотя массаж часто помогает снять мышечные спазмы, судороги или напряжение мышц, в случае других заболеваний, при спастичности, массаж лишь усиливает напряжение мышц. Как правило, НЕ МАССИРУЙТЕ СПАСТИЧНЫЕ МЫШЦЫ.

4. ОБУЧАЕМ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ГОРШКОМ.

Сначала недели две понаблюдайте за ребенком следующим образом. Когда он утром просыпается, проверьте, мокрый он или сухой, чистый или грязный. Проверьте его час спустя и продолжайте проверять каждый час, до самого ночного сна. Свои наблюдения записывайте в заведенный вами дневник, где указывайте число, время и результат проверки. За эти две недели добейтесь, упражняясь ежедневно, чтобы ребенок просидел на стуле спокойно 5 минут. Если малыш неспокойный, начните высаживать его на стул с 1 минуты, постепенно, день ото дня, увеличивая это время до 5 мин.

Подготовьте место, где ребенок будет справлять нужды. Желательно в туалете. Это место должно быть постоянным. Ребенок должен крепко сидеть на горшке или унитазе, ноги его должны устойчиво стоять на полу. Целесообразно приобрести горшок-стульчик или, если ребенок будет справлять нужды на унитазе, — специальное сиденье на унитаз для детей-инвалидов.

Одно из лучших приспособлений для обучения маленьких детей справлению естественных нужд — простой горшок. Его можно по-разному приспосабливать для детей-инвалидов. Варианты оборудования санузла и ванной комнаты см. в ПРИЛОЖЕНИИ 5

Согласно вашим дневниковым данным вычислите интервалы между моментами, когда ребенок чаще мокрый или грязный. Начните высаживать его на горшок в вычисленное время. Горшок предварительно сполосните теплой водой. Ребенка высаживайте минут на 5. Если в течение этого времени он сходил в туалет, похвалите его. Если нет — не ругайте его, а разрешите встать с горшка, и высадите его опять минут через 10. Если и на этот раз ребенок не сходил, высадите его на горшок примерно через час.

Пока малыш сидит на горшке, повторяйте «а-а», или «пи-пи», чтобы он в последствии мог выражать словом свои желания.