ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (Жилая среда и специальное оборудование)

Жилая среда и специальное оборудование

1. Приспособления для санитарно-гигиенических комнат.Рисунок 1

Рис. 1. Оборудование совмещенного санитарного узла.

Рисунок 2

 

Рис. 2.

Приспособления, облегчающие пользование унитазом.

В туалете рядом с унитазом, с одной из его сторон следует предусмотреть пространство для размещения кресла – коляски. Для детей с ДЦП использующих костыли или другие приспособления туалет следует оборудовать поручнями, расположенными по боковым сторонам унитаза. Кроме того, используйте приспособления для фиксации ребенка, как показано на рис. 2.

Раковину нужно устанавливать на высоте не более 0,8 м. от уровня пола и на расстоянии от боковой стены не менее 0,2 м. Нижний край зеркала и прибора для сушки рук следует располагать на высоте не более 0,8 м. от уровня пола.

Для детей пользующимися креслами — колясками, должна быть предусмотрена возможность маневрирования в квартире, что требует соответствующих нормативов площади. Площадь кухни должна быть не менее 9 м2 а ее ширина не менее 2,2 м. Ширина туалета – не менее 1,2 м., а его глубина не менее 1,6 м. Двери из санитарно-гигиенических кабин и помещений должны открываться наружу.

 

Рисунок 3Рисунок 4

Рис. 3. Образцы дверных ручек.

Рис. 4. Образцы кранов.

Правильно подобранная конструкция дверных ручек и кранов облегчит их использование.

2. Приспособления для принятия пищи.

Ребенку, который пользуется только одной рукой, легче есть из тарелки с крутыми бортами. Если эта рука очень слабая, можно сделать у тарелки один бортик низким, а другой высоким, чтобы удобнее было поддевать пищу ложкой.

Чтобы тарелка не скользила, под нее можно сделать подставку, оплетя каркас из жесткой проволоки полосками из автомобильной или велосипедной камеры как на рис. 5. Специальную тарелку можно сделать из небольшого пластмассового ведерка, как показано на рис. 6. Чтобы такая тарелка не скользила, снизу можно наклеить (водоотталкивающим клеем) полоски резины.

Рисунок 5

Рис. 5.

Рисунок 6

Рис. 6.

Рукоятки для ложек, облегчающие захват, сделаны из резинового мячика, резиновой или деревянной трубки, рукоятки от старого инструмента, для удобства можно обмотать полоской резины, согнуть черенок ложки.

Рисунок 7

Рис. 7.

Поворотное приспособление для еды (рис. 8 сверху) позволяет самостоятельно есть ребенку с очень слабыми руками. Оно имеет три прочных, плавно вращающихся шарнирных соединения. Изготовив такое приспособление можно использовать его и для держания ручки, кисточки, облегчив ребенку занятия письмом и рисованием.

Рисунок 8

Рис. 8.

Качалка для руки (рис. 8 снизу) предназначена для ребенка, у которого не хватает сил поднимать руку, ее можно вырезать из дерева, склеить из пенопласта или картона, при необходимости снабдить ремнями.

Передвижение на прогулке ребенку значительно облегчат наколенники и опоры для рук.

Рисунок 9

Рисунок 10

Рис. 10.

Приспособления для перелистывания страниц и печатания на пишущей машинке или работы на персональном компьютере, карманном калькуляторе.

Рисунок 11Рисунок 12

Рис. 12

Уклоны облегчат ребенку выезд из дома и перемещение на коляске. Чем плавне наклон ската, тем коляске легче на него въехать. Для самостоятельного подъема на коляске на 1 м. длина уклона должна составить от 10 до 14 м. Параллельно краю зоны подъема можно выложить один или более уклонов. Удостоверьтесь, что для разворота оставлено достаточно места. Следует установить перила, это увеличит безопасность и облегчит перемещение инвалида на коляске.

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Рисунок 17

Рисунок 18

Рисунок 19

Рисунок 20

Специальная деревянная мебель удобна не только для занятий по развитию двигательных навыков, но и для обучения ребенка различным видам деятельности