Сенсорная интеграция (сенсорная интеграционная терапия) — процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.

Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела, и т.п.

При возникновении нарушений обработки сенсорных сигналов появляются дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведенческих характеристиках ребенка.

Целью терапии сенсорной интеграции (СИ) является усиление, балансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Наибольшую эффективность методика дает в коррекции детей с синдромом Дауна, 3ПРР, ДЦП, аутизмом. Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях. Эта методика доступна для занятий с детьми с самыми тяжёлыми и множественными отклонениями, для детей с тяжелейшими формами умственной неполноценности, для начальной коррекции детей после тяжёлых черепно-мозговых травм. Без этой методики невозможно представить себе занятия с детьми с ДЦП.

Сфера сенсорной интеграции — это прежде всего лечебный метод, поэтому использование родителями этой методики может быть возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после обучения родителей работе в данной методике и ТОЛЬКО под постоянным руководством специалистов по данному методу.

Методы сенсорной интеграции могут также включаться как составная часть в занятия по любым иным методикам. Недооценить значение стимуляции сенсорного восприятия мира нельзя. Через развитие сенсорики мы даём ребёнку механизм познания мира.

Сенсорные секвенции (комплекс упражнений) создаются на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого пациента. В совокупности включаются упражнения на все основные виды восприятия:

  • тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела);
  • зрительное (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов);
  • обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности);
  • вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности);
  • вкусовое (презентация вкусовых раздражителей);
  • проприочувствительность (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства).

Упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей, а при достижении определенных успехов (возможность привлечения и недлительного удержания зрительного внимания, выполнение простых инструкций) вводят элементы упражнений на крупную моторику, зрительно-моторную координацию, подражание.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕРАПИИ СИ

Благодаря старательно подобранным упражнениям в рамках терапии, ребенок может улучшить:

  • — развитие в области крупной и мелкой моторики;
  • — внимание и концентрацию;
  • — зрительные и слуховые способности;
  • — самосознание и самооценку.

 

Симптомы нарушения СИ:

  • — чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша);
  • — избегание занятий с пластилином, рисования пальцами;
  • — проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц;
  • — неправильный захват карандаша;
  • — сверхчувствительность к звукам, к свету;
  • — трудности в обучении письму и чтению;
  • — трудности с выслушиванием рекомендаций;
  • — проблемы с обучением езды на велосипеде;
  • — избегание катания на качелях, каруселях или чрезмерное увлечение этими играми;
  • — затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов;
  • — трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься;
  • — низкий порог толерантности к близости другого лица;
  • — слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности, расстройства мышечного тонуса;
  • — слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики);
  • — двигательная неуклюжесть;
  • — трудности в концентрации, импульсивность;
  • — быстрая утомляемость;
  • — отказ от социальных контактов;
  • — задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении;
  • — слабая организация поведения, отсутствие планирования.