также «Слуховое восприятие».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2(План коррекционных занятий с детьми до 6 месяцев )
План коррекционных занятий с детьми до 6 месяцев
Крупная моторика | Развивать общую двигательную активность ребенка, тренировать в выполнении следующих действий: | |
2 мес. | лежа на животе, поднимать голову | |
3 мес. | удерживать голову по средней линии, лежа на спине | |
4 мес. | лежа на животе, опираться на предплечья; при поддержке в вертикальном положении стоять с опорой на ноги | |
5 мес. | сидеть с поддержкой, удерживая голову прямо; переворачиваться на бок, лежа на животе; вытягивать руку вперед | |
6 мес. | переворачиваться со спины на живот; сидеть с опорой на руки | |
Мелкая моторика | Массаж пальцев рук, пассивная пальчиковая гимнастика и развитие следующих умений: | |
2 мес. | открывать кулачок | |
3 мес. | удерживать вложенную в кисть игрушку; сжимать и разжимать пальцы, когда в руку попадают податливые предметы (бумага, ткань); следить за движением своей руки; иногда самостоятельно захватывать предметы | |
4 мес. | тянуться и захватывать игрушку; трясти вложенной в руку погремушкой | |
5 мес. | захватывать предмет и тянуть его в рот; ощупывать пальцем контур предмета | |
6 мес. | захватывать предметы разной величины, в том числе и мелкие; держать в каждой руке по одному предмету и действовать руками по отдельности; перекладывать предметы из одной руки в другую | |
Для формирования этих навыков взрослый, играя с ребенком, выполняет перечисленные действия руками ребенка, привлекает внимание ребенка, побуждает взять предмет и т. п. | ||
Зрительноевосприятие | Стимулировать формирование следующих навыков: | |
1 мес. | недлительно фиксировать взор на свете фонарика, лице взрослого, ярком предмете; следить за медленно перемещающимся на расстоянии 20-40 см лицом или предметом | |
2 мес. | фиксировать взгляд на контрастных простых фигурах: черно-белые полосы, концентрические окружности, следить за движущимися контрастными объектами | |
3 мес. | следить за перемещением лица взрослого, предмета на расстоянии 20-80 см., следить за своей рукой и за предметом в руке | |
4 мес. | рассматривать игрушку, находящуюся в руке | |
5 мес. | рассматривать отражение в зеркале, узнавать знакомые объекты в быту | |
6 мес. | перекладывать игрушку из одной руки в другую при зрительном контроле, проявлять ориентировочную реакцию в новом месте, понимать выражение лица взрослого; рассматривать крупные картинки | |
Слуховоевосприятие | В период активного бодрствования ребенка как можно больше разговаривать с ним, используя различные интонации, звать по имени, побуждая к ответной голосовой реакции, предлагать слушать различные звучащие игрушки (погремушки, колокольчики и т.п.); выполняя привычные действия с ребенком, обязательно называть их, например, «будем кушать», «дай ручку».Стимулировать формирование следующих навыков: | |
2 нед. | проявлять слуховое сосредоточение (реакция на звук) | |
1 мес. | прислушиваться к звуку колокольчика | |
2 мес. | прислушиваться к звуку погремушки; эмоционально откликаться, слыша голос взрослого | |
3 мес. | прислушиваться к музыке, выделять голос матери, замирать при появлении нового звука на фоне других, гулить в ответ на общение | |
4 мес. | поворачивать голову в сторону источника звука, трясти погремушку и прислушиваться | |
5 мес. | внимательно смотреть на объект, издающий звук | |
6 мес. | реагировать на свое имя, понимать некоторые команды с жестовым подкреплением, имитировать звуки разной высоты и частоты, прислушиваться к шепоту | |
Импрессивная речь | Обучать ребенка реагировать на свое имя, понимать ситуативную речь, выполнять элементарные речевые инструкции с жестовым подкреплением.См.
|
|
Экспрессивная речь | Активизировать речевую продукцию ребенка (гуление – с 2 мес., лепет – с 5,5 мес.). Выполняя действия в быту, комментировать их словами. Проводить специальный массаж мимических и артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба) | |
Интеллект | Кормить, купать, гулять с ребенком в определенные часы, продумать «ритуал» подготовки ко сну, кормлению, для того, чтобы выработать у ребенка способность устанавливать простые причинно-следственные связи.Способствовать формированию целенаправленных действий: | |
2 мес. | устанавливать простейшую связь между своим действием и результатом (если плакать, возьмут на руки) | |
4 мес. | выделять интересующий объект, поворачиваться к нему, узнавать мать среди других взрослых | |
5 мес. | реагировать на новый предмет, обстановку, нового человекаСм. также «Эмоции, коммуникация». | |
Конструирование | См. «Мелкая моторика» | |
Эмоции, коммуникация | Установление эмоционального, тактильного контакта с ребенком. Необходимо как можно чаще брать ребенка на руки, ласково разговаривать, поглаживать, стимулируя формирование навыков: | |
2 мес. | проявлять «комплекс оживления» при эмоциональном общении со взрослым | |
3 мес. | реагировать на тактильный контакт со взрослым, смеяться | |
к 6мес. | проявлять активную реакцию на «своих» и «чужих» | |
Самообслуживание | К 6 мес. – обучать ребенка принимать густую пищу с ложки. | |
Игра | Формировать навыки: | |
2 мес. | кратковременно сосредотачивать взгляд на игрушке | |
3 мес. | рассматривать вложенную в руку игрушку | |
к 5мес. | подолгу играть с подвешенными игрушками, эмоционально реагировать на игровые действия | |
Методическиепособия | Колокольчики (из разного материала);погремушки (удобные для отработки навыка захвата предметов);звучащие игрушки;музыкальные игрушки;
яркие контрастные игрушки. |
План коррекционных занятий от 6 мес. до 1 года
Крупная моторика | Развивать общую двигательную активность ребенка, тренировать в выполнении следующих действий: | |
7 мес. | переворачиваться с живота на спину, лежа на животе и опираясь на предплечье одной руки, другой рукой тянуться за игрушкой, ползать по-пластунски | |
8 мес. | самостоятельно садиться и уверенно сидеть, вставать на колени, стоять с поддержкой | |
9 мес. | сидя без опоры, поворачиваться в стороны; ползать на четвереньках | |
10 м. | вставать у опоры | |
11 м. | ходить за движущейся опорой, стоять самостоятельно, ходить с поддержкой за одну или две руки | |
1 г. | ходить самостоятельно | |
Мелкая моторика | Учить ребенка: | |
7 мес. | активно захватывать игрушку из любых положений, перекладывать из руки в руку, захватывать мелкие предметы | |
8 мес. | использовать для захвата большой палец, поднимать предмет двумя руками, брать удаленный предмет, отталкивать мяч в случайном направлении | |
9 мес. | снимать со стержня пирамидки несколько колец; брать мелкие предметы указательным и большим пальцами; хлопать в ладоши («ладушки») | |
10 м. | нанизывать кольца на стержень пирамидки; исследовать предмет на ощупь; пользоваться указательным жестом | |
11 м. | активно пользоваться указательным жестом, бросать предметы в игре | |
1 г. | перелистывать страницы у картонной книги, опускать мелкие предметы в узкое отверстие | |
Зрительноевосприятие | Развивать у ребенка навыки: | |
7 мес. | зрительно контролируя свои действия, захватывать игрушку из любых положений; стучать предметом о предмет | |
8 мес. | различать близких и знакомых; обращать внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, бусинки и т.п.) | |
9 мес. | искать взором спрятанную на глазах игрушку | |
10 м. | узнавать себя и близких в зеркале | |
11-12 мес. | рассматривать фотографии, мелкие предметы с четкими контурами; показывать по названиям отдельные предметы в быту; наблюдать за взрослыми, когда он пишет или рисует | |
Слуховоевосприятие | Формировать способность: | |
7 мес. | повторять интонацию речи взрослого | |
8 мес. | проявлять интерес к предметам, издающим звук | |
9 мес. | воспроизводить новые услышанные звуки, совершать плясовые движения под веселую музыку | |
к 11 мес. | находить источник звука, находящийся за спиной | |
1 г. | повторять знакомые двусложные слова | |
Импрессивная речь | Стимулировать способность ребенка: | |
7 мес. | понимать команды с жестовым подкреплением, выделять по слову части лица у куклы и у взрослого | |
8 мес. | зрительно дифференцировать названные знакомые предметы, понимать некоторые речевые команды без жестового подкрепления | |
9мес. | уверенно показывать части лица на кукле | |
10 мес. | узнавать предметы на однопредметных картинках | |
11 мес. | понимать команду «нельзя» | |
1 г. | хорошо дифференцировать однопредметные картинки | |
Экспрессивная речь | Учить ребенка: | |
9 мес. | повторять новые слоги, подражая взрослому | |
11 мес. | называть людей и предметы слогами | |
1 г. | говорить несколько первых слов | |
Интеллект | Стимулировать познавательную активность, развивать навыки: | |
7 мес. | исследовать игрушку (трясти, стучать, катать и т.п.) | |
9 мес. | реагировать действием на фразы: «помаши ручкой», «дай ручку» и т. д. | |
11 мес. | узнавать значение коротких фраз: «где мячик?», «покажи носик» и т. д. | |
1 г. | искать спрятанную игрушку (на глазах у ребенка взрослый накрывает игрушку полотенцем или коробочкой, ребенка просят ее найти) | |
Конструирование | Стимулировать выполнение действий: | |
9 мес. | снимать со стержня пирамидки несколько колец | |
10 мес. | нанизывать кольца на стержень пирамидки | |
11 мес. | ставить кубик на кубик | |
Эмоции,коммуникация | Стимулировать своевременное развитие у ребенка следующих коммуникативных и эмоциональных навыков: | |
8 мес. | адекватно эмоционально реагировать в ответ на общение | |
9 мес. | легко идти на контакт со взрослым на игровом, эмоциональном уровне | |
1 г. | отчетливо проявлять эмоциональное состояние мимикой, двигательными и голосовыми реакциями, махать рукой на прощание, по просьбе обнимать родителей, проявлять робость, стеснительность, любопытство | |
В том случае, если наблюдения за поведением ребенка позволяют судить о недоразвитии его эмоционально-коммуникативной сферы, возможно проведение так называемой «Холдинг-терапии»: в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает к себе. При этом мать должна иметь возможность смотреть ребенку в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви. Рукой ребенка мать гладит свое и его лицо. Необходимо побуждать ребенка к подражанию действиям взрослого. | ||
Самообслуживание | Обеспечить развитие умений: | |
7 мес. | пить из бутылочки, придерживая ее руками; направлять бутылочку ко рту | |
8 мес. | пить из чашки, которую держит взрослый | |
9 мес. | грызть сухарик, печенье | |
10 мес. | прожевывать полутвердую пищу (банан, мягкую грушуи т. п.) | |
к 1 г. | помогать одевать себя (подавать руку, ногу) | |
Игра | Учить ребенка: | |
8 мес. | повторять знакомые действия за взрослыми (стучать предметом о поверхность стола и т. п.) | |
9 мес. | осваивать новые действия, повторяя их за взрослыми (складывать предметы в ведерко и пр.) | |
1 г. | играть самостоятельно (катать машинку; нанизывать кольца на стержень пирамидки; прикладывать телефон к уху; произносить «бах!», когда что-нибудь падает) | |
Методическиепособия | Картонные книжки; кукла; пирамидка с крупными и мелкими кольцами; фигурки животных; мягкие игрушки; машинка среднего размера с веревочкой; игрушечный металлофон; игрушечный телефон; коробочки разных размеров, цветов и форм с крышками; мелкие предметы и ведерко; набор пластмассовой посуды. |
План коррекционных занятий с детьми от 1 года до 3 лет
Крупная моторика | Развивать общую двигательную активность ребенка, тренировать в выполнении следующих действий: | |
1 – 1 г.3 мес. | вставать с пола без поддержки; ходить самостоятельно; из положения стоя, садиться на корточки и играть в этой позе | |
1 г. З мес.- 1,5 г. | залезать на диван, кресло; наклоняться вперед из положения стоя; вставать с маленького стульчика; бегать, смотря под ноги | |
1,5 – 2 г. | подниматься по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого; на ходу подталкивать ногой мяч | |
2 – 3 г. | перешагивать через препятствия; вставать на цыпочки; стоять на одной ноге; подниматься и спускаться по шведской стенке; крутить педали велосипеда; ходить на цыпочках | |
Мелкая моторика | Обучать ребенка умениям: | |
1 – 1,5 г. | под зрительным контролем разъединять предметы; рисовать каракулей; под контролем зрения откручивать маленькие винтовые крышки; разворачивать завернутые в бумагу предметы | |
1,5 г. –1 г. 8 мес. | ставить три кубика друг на друга; переворачивать по одной страницы книги; опускать мелкие предметы в маленькое отверстие | |
2 – 3 г. | хватать движущийся предмет; разрывать бумагу; нанизывать на шнур большие бусины; переливать жидкость из одной емкости в другую; складывать бумагу пополам; раскатывать пластилин; резать бумагу ножницами | |
Зрительноевосприятие | Тренировать способности: | |
1 г. –1 г. 2 мес. | обходить высокие препятствия (например, стул); узнавать на фотографии себя, знакомого взрослого | |
1 г. 2 мес. – 1,5 г. | избегать препятствий на своем пути (ямки, бугорки); показывать несколько названных предметов на картинке; запоминать, где лежат предметы, игрушки | |
1 г. 8 мес. – 2 г. | узнавать свои вещи, одежду; подбирать парные картинки или игрушки; узнавать знакомые передачи по телевизору | |
2 -3 г. | подбирать предмет к его рисунку; знать 2-4 основных цвета; узнавать предмет по рисунку его характерной части | |
Слуховоевосприятие | Стимулировать появление умений: | |
1 г. –1 г. 2 мес. | двигаться при звуках музыки; смотреть на знакомые предметы, когда их называют; воспроизводить интонации речи взрослых | |
1 г. 2 мес. – 1 г. 4 мес. | по устной просьбе (без подсказки жестами) выполнять знакомое действие с предметом; повторять короткие слова, услышанные в разговоре взрослых; выбирать по названию одну картинку из нескольких | |
1,5 г. | знать несколько коротких стихотворений, вставлять в них отдельные слова; понимать 20-50 слов (имена близких, названий частей тела, предметов и некоторых действий); играть со взрослым в «голоса животных» (звукоподражания: «ав-ав», «мяу» и пр.) | |
1,5 – 2 г. | называть объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них; понимать 100 слов и более | |
2 – 3 г. | повторять за взрослым предложения из 2-3 слов; пытаться петь; повторять за взрослым стихи | |
Импрессивная речь | Обучать ребенка выполнению следующих действий: | |
1 – 1,5 г. | поворачиваться на имя; выражать удовольствие, когда хвалят; движениями головы показывать согласие или несогласие, утверждение или отрицание; использовать звуки, жесты, отдельные слова, чтобы выразить свои желания | |
1,5 – 2 г. | легко повторять увиденные жесты; использовать более 10 жестов и других выразительных средств; играть с другими детьми, наблюдать за ними, вступать с ними в контакт; повторять в игре с куклой знакомые действия (кормить с ложечки, укладывать спать и пр.) | |
2 -3 г. | изображать поведение взрослого; задавать вопросы; вступать в контакт с детьми и взрослыми, активно обращаться к ним | |
Экспрессивная речь | Стимулировать речевую активность, побуждать ребенка: | |
1 -1,5 г. | повторять за взрослыми одно или двухсложные слова или два слога из трехсложных слов | |
1,5 – 2 г. | повторять за взрослым двухсловные фразы; самостоятельно составлять предложения из двух слов; произносить слова со сложной слоговой структурой | |
2 – 3 г. | повторять за взрослым простые предложения из 3-4 слов; самостоятельно составлять простые и сложные предложения из 3-4 слов; строить многословные, в том числе сложноподчиненные предложения | |
Интеллект | Обучать умению устанавливать причинно-следственные связи на примере многократно совершаемых совместных действий, развивать конструктивный и вербальный интеллект, учить ребенка использовать вспомогательные средства для достижения своих целей: | |
1 – 1,5 г. | вытягивать за веревочку спрятанный предмет; показывать несколько частей тела на кукле и на себе; складывать 6-8 кубиков в коробочку; строить башню из 3-4 кубиков; выполнять простые просьбы (найти, выбрать, принести знакомый предмет) | |
1,5 – 2 г. | собирать доску Сегена методом проб и по зрительному соотнесению; воспроизводить бытовые действия с предметами по памяти; понимать значение предлогов («в», «на», «под», «над»); убирать игрушки на свои места | |
2 г. –2 г. 3 мес. | классифицировать предметы по форме, цвету, назначению; строить по образцу мостик из трех кубиков; выполнять простую классификацию предметов (4-5 групп); находить парные картинки; находить из 4-6 картинок или предметов те, которые соответствуют названному признаку | |
2 г. 3 мес. – 2,5 г. | находить из 10 картинок ту, которую показывает взрослый; выполнять просьбы, состоящие из двух и более действий; понимать фразы со словами «большой», «маленький», «мой», «такой же», «сначала» и «потом»; складывать разрезанную на две части картинку | |
2,5 – 3 г. | раскладывать предметы по величине (от большого к маленькому и наоборот); строить домик или другое сооружение из пяти кубиков; накладывать разрезанную на 6-7 частей картинку на целую картинку-образец; среди 4-5 предметов находить один, соответствующий изображению его характерной части | |
Конструирование | Учить ребенка навыкам: | |
1-2 г. | простого конструирования (ставить один кубик на другой); собирать различные пирамидки; складывать из кубиков «паровозик» и «мостик» по образцу | |
2-3 г. | дорисовывать ножки и ручки человеку; самостоятельно рисовать человека; складывать картинки из кубиков; конструировать по образцу | |
Эмоции,коммуникация | Обеспечить ребенку возможность в процессе общения со взрослыми обучиться: | |
1 – 1,5 г. | использовать указательный жест; проявлять сопереживание, утешение; помогать в простейших работах по инструкции | |
1,5 – 2 г. | использовать слово и жест «да» | |
2 – 3 г. | имитировать действия взрослых с бытовыми предметами; знать свой пол; вступать в контакт с ровесниками, используя жесты и отстаивать свою собственность | |
Самообслуживание | Тренировать способности: | |
1-2 г. | самостоятельно держать чашку, из которой пьет; жевать твердую пищу; зачерпывать пищу ложкой из тарелки; есть и пить самостоятельно, используя ложку и чашку; самостоятельно снимать или одевать шапку, стягивать носки, ботинки, снимать расстегнутое пальто, куртку, штанишки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанишки; с помощью мыть и вытирать руки; чистить зубы | |
2 -3 г. | переливать жидкости из одной емкости в другую; помогать накрывать и убрать со стола; есть вилкой; застегивать и расстегивать молнию; расстегивать большие пуговицы; надевать рубашку, брюки, платье; самостоятельно мыть руки с мылом, чистить зубы | |
Игра | Стимулировать выполнение действий: | |
1 – 2 г. | в игре воспроизводить усвоенные действия с предметами, используя игрушки («кормить» и «купать» куклу) | |
2 – 3 г. | в игре выступать в роли другого человека – члена семьи, представителя какой-либо профессии, персонажа сказки (сюжетно-ролевая игра; совместная игра с другим ребенком) | |
Методическиепособия | Карандаши, фломастеры, наборы кубиков для конструирования (разные по цвету и величине);наборы форм, вставляющихся друг в друга;мягкие куклы и игрушки, книжки с картинками и короткими стихотворениями для детей;«почтовый ящик», матрешки, составные игрушки из двух-трех частей;
игрушки – модели людей и животных; парные картинки, лото, набор для нанизывания и шнурования, пластилин, «пазлы» для составления целого из частей, разрезные картинки из 2-3 частей, хрестоматия для детей от 2 до 4 л., фигурки животных с детенышами, игрушечный транспорт, куклы для театра. |
План коррекционных занятий с детьми от 3 до 7 лет
Крупная моторика | Развивать общую двигательную активность ребенка, тренировать в выполнении следующих действий: | |
3 г. | прыгать на двух ногах | |
4 г. | делать кувырок вперед; прыгать на одной ноге | |
5 л. | выполнять одновременно два вида движений | |
Мелкая моторика | Обеспечить формирование умений: | |
3 г. | копировать круг; расстегивать пуговицы | |
4 г. | копировать квадрат (нечетко, с загнутыми углами); резать ножницами бумагу | |
5 л. | копировать треугольник; рисовать квадрат | |
С этой целью выполнять упражнения:- выполнять «пальчиковую гимнастику» и массажкистей рук;- лепить из пластилина;
— рисовать на бумаге (особое внимание уделять развитию навыка правильно держать карандаш), пробовать писать прописи; — обводить, штриховать, копировать геометрические и др. фигуры. Обучать ребенка навыкам: — шнуровать, — застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы и т. п. — собирать «рисунок» из бусин и бисера, выполнять аппликации. |
||
Зрительноевосприятие | Развивать способность: | |
3 г. | узнавать перечеркнутые изображения; узнавать наложенные изображения | |
3,5 г. | понимать смысл сюжетных картинок, отвечать на наводящие вопросы по ним | |
4 г. | самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картинке; понимать смысл последовательных картинок | |
4,5 г. | раскладывать картинки последовательно по порядку, в соответствии с сюжетом | |
Слуховоевосприятие | Развивать способность: | |
3 г. | отстукивать простые ритмы по образцу | |
5 л. | отстукивать акцентированные ритмы по образцу | |
6 л. | отстукивать ритмы по устной инструкции | |
Развивать у ребенка фонематическое и звукобуквенный анализ и синтез (развитие способности различать звуки речи, близкие по акустическим свойствам, определять наличие звука в слове, количество и порядок звуков в слове)Использовать развивающие компьютерные игры (напр., на различение звучания музыкальных инструментов) | ||
Импрессивная речь | Обучать ребенка: | |
3,5 г. | отвечать (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходили в другом время или в другом месте | |
4 г. | отвечать на отвлеченные вопросы (напр.: «Светит ли ночью солнце?») | |
5 – 6 л. | пониманию абстрактных понятий («дружба», «правда», «обман», «радость», «страх») | |
Экспрессивная речь | Учить ребенка: | |
3 г. | использовать в речи множественное число, прошедшее время; использовать в речи отрицательные частицы «не», «ни» | |
3,5 г. | использовать в речи прилагательные и местоимения; задавать вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?»; вести диалог со взрослыми; использовать в речи сложные предложения | |
4 г. | использовать в речи вежливые просьбы; будущее время; определение пространства («на», «под», «за») | |
4,5 г. | читать стихи | |
5 л. | использовать в речи соединение простых предложений в сложные; разделительные вопросы; описывать свои чувства | |
5 – 6 л. | употреблять абстрактные понятия: «счастье», «любовь», «надежда», «ложь» | |
Проводить беседы с ребенком на различные темы, обучать навыку правильного задавания вопросов, развивать диалоговую и монологовую формы речи, отрабатывать правильное произношение. | ||
Интеллект | Обеспечить дальнейшее развитие конструктивного и вербального интеллекта, формировать навыки обобщения, классификации предметов и явлений по различным признакам, умения ребенка: | |
3 г. | классифицировать предметы и изображения на 2 группы (по цвету, форме) | |
3,5 г. | классифицировать предметы и изображения на 3-4 группы по геометрической форме, по цвету | |
4 г. | заполнять доски Сегена различной степени сложности по зрительному соотнесению; выполнять простую классификацию картинок (4-5 групп) с помощью | |
4,5 г. | выполнять простую классификацию картинок (4-5 групп) самостоятельно | |
5 л. | объяснять и правильно использовать в речи понятия «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые»; исключать «4-й лишний» предмет (при затруднении объяснить обобщающий признак); отгадывать загадки, используя накопленный опыт | |
6 – 7 л. | исключать «4-й лишний» предмет с опорой на понимание функциональных и категориальных свойств объектов, на сравнении понятий с использованием категориальных обобщений |