ПРИЛОЖЕНИЕ 2(План коррекционных занятий с детьми до 6 месяцев )

План коррекционных занятий с детьми до 6 месяцев

Крупная моторика Развивать общую двигательную активность ребенка, тренировать в выполнении следующих действий:
2 мес. лежа на животе, поднимать голову
3 мес. удерживать голову по средней линии, лежа на спине
4 мес. лежа на животе, опираться на предплечья; при поддержке в вертикальном положении стоять с опорой на ноги
5 мес. сидеть с поддержкой, удерживая голову прямо; переворачиваться на бок, лежа на животе; вытягивать руку вперед
6 мес. переворачиваться со спины на живот; сидеть с опорой на руки
Мелкая моторика Массаж пальцев рук, пассивная пальчиковая гимнастика и развитие следующих умений:
2 мес. открывать кулачок
3 мес. удерживать вложенную в кисть игрушку; сжимать и разжимать пальцы, когда в руку попадают податливые предметы (бумага, ткань); следить за движением своей руки; иногда самостоятельно захватывать предметы
4 мес. тянуться и захватывать игрушку; трясти вложенной в руку погремушкой
5 мес. захватывать предмет и тянуть его в рот; ощупывать пальцем контур предмета
6 мес. захватывать предметы разной величины, в том числе и мелкие; держать в каждой руке по одному предмету и действовать руками по отдельности; перекладывать предметы из одной руки в другую
Для формирования этих навыков взрослый, играя с ребенком, выполняет перечисленные действия руками ребенка, привлекает внимание ребенка, побуждает взять предмет и т. п.
Зрительноевосприятие Стимулировать формирование следующих навыков:
1 мес. недлительно фиксировать взор на свете фонарика, лице взрослого, ярком предмете; следить за медленно перемещающимся на расстоянии 20-40 см лицом или предметом
2 мес. фиксировать взгляд на контрастных простых фигурах: черно-белые полосы, концентрические окружности, следить за движущимися контрастными объектами
3 мес. следить за перемещением лица взрослого, предмета на расстоянии 20-80 см., следить за своей рукой и за предметом в руке
4 мес. рассматривать игрушку, находящуюся в руке
5 мес. рассматривать отражение в зеркале, узнавать знакомые объекты в быту
6 мес. перекладывать игрушку из одной руки в другую при зрительном контроле, проявлять ориентировочную реакцию в новом месте, понимать выражение лица взрослого; рассматривать крупные картинки
Слуховоевосприятие В период активного бодрствования ребенка как можно больше разговаривать с ним, используя различные интонации, звать по имени, побуждая к ответной голосовой реакции, предлагать слушать различные звучащие игрушки (погремушки, колокольчики и т.п.); выполняя привычные действия с ребенком, обязательно называть их, например, «будем кушать», «дай ручку».Стимулировать формирование следующих навыков:
2 нед. проявлять слуховое сосредоточение (реакция на звук)
1 мес. прислушиваться к звуку колокольчика
2 мес. прислушиваться к звуку погремушки; эмоционально откликаться, слыша голос взрослого
3 мес. прислушиваться к музыке, выделять голос матери, замирать при появлении нового звука на фоне других, гулить в ответ на общение
4 мес. поворачивать голову в сторону источника звука, трясти погремушку и прислушиваться
5 мес. внимательно смотреть на объект, издающий звук
6 мес. реагировать на свое имя, понимать некоторые команды с жестовым подкреплением, имитировать звуки разной высоты и частоты, прислушиваться к шепоту
Импрессивная речь Обучать ребенка реагировать на свое имя, понимать ситуативную речь, выполнять элементарные речевые инструкции с жестовым подкреплением.См.

также «Слуховое восприятие».

Экспрессивная речь Активизировать речевую продукцию ребенка (гуление – с 2 мес., лепет – с 5,5 мес.). Выполняя действия в быту, комментировать их словами. Проводить специальный массаж мимических и артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба)
Интеллект Кормить, купать, гулять с ребенком в определенные часы, продумать «ритуал» подготовки ко сну, кормлению, для того, чтобы выработать у ребенка способность устанавливать простые причинно-следственные связи.Способствовать формированию целенаправленных действий:
2 мес. устанавливать простейшую связь между своим действием и результатом (если плакать, возьмут на руки)
4 мес. выделять интересующий объект, поворачиваться к нему, узнавать мать среди других взрослых
5 мес. реагировать на новый предмет, обстановку, нового человекаСм. также «Эмоции, коммуникация».
Конструирование См. «Мелкая моторика»
Эмоции, коммуникация Установление эмоционального, тактильного контакта с ребенком. Необходимо как можно чаще брать ребенка на руки, ласково разговаривать, поглаживать, стимулируя формирование навыков:
2 мес. проявлять «комплекс оживления» при эмоциональном общении со взрослым
3 мес. реагировать на тактильный контакт со взрослым, смеяться
к 6мес. проявлять активную реакцию на «своих» и «чужих»
Самообслуживание К 6 мес. – обучать ребенка принимать густую пищу с ложки.
Игра Формировать навыки:
2 мес. кратковременно сосредотачивать взгляд на игрушке
3 мес. рассматривать вложенную в руку игрушку
к 5мес. подолгу играть с подвешенными игрушками, эмоционально реагировать на игровые действия
Методическиепособия Колокольчики (из разного материала);погремушки (удобные для отработки навыка захвата предметов);звучащие игрушки;музыкальные игрушки;

яркие контрастные игрушки.

План коррекционных занятий от 6 мес. до 1 года

Крупная моторика Развивать общую двигательную активность ребенка, тренировать в выполнении следующих действий:
7 мес. переворачиваться с живота на спину, лежа на животе и опираясь на предплечье одной руки, другой рукой тянуться за игрушкой, ползать по-пластунски
8 мес. самостоятельно садиться и уверенно сидеть, вставать на колени, стоять с поддержкой
9 мес. сидя без опоры, поворачиваться в стороны; ползать на четвереньках
10 м. вставать у опоры
11 м. ходить за движущейся опорой, стоять самостоятельно, ходить с поддержкой за одну или две руки
1 г. ходить самостоятельно
Мелкая моторика Учить ребенка:
7 мес. активно захватывать игрушку из любых положений, перекладывать из руки в руку, захватывать мелкие предметы
8 мес. использовать для захвата большой палец, поднимать предмет двумя руками, брать удаленный предмет, отталкивать мяч в случайном направлении
9 мес. снимать со стержня пирамидки несколько колец; брать мелкие предметы указательным и большим пальцами; хлопать в ладоши («ладушки»)
10 м. нанизывать кольца на стержень пирамидки; исследовать предмет на ощупь; пользоваться указательным жестом
11 м. активно пользоваться указательным жестом, бросать предметы в игре
1 г. перелистывать страницы у картонной книги, опускать мелкие предметы в узкое отверстие
Зрительноевосприятие Развивать у ребенка навыки:
7 мес. зрительно контролируя свои действия, захватывать игрушку из любых положений; стучать предметом о предмет
8 мес. различать близких и знакомых; обращать внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, бусинки и т.п.)
9 мес. искать взором спрятанную на глазах игрушку
10 м. узнавать себя и близких в зеркале
11-12 мес. рассматривать фотографии, мелкие предметы с четкими контурами; показывать по названиям отдельные предметы в быту; наблюдать за взрослыми, когда он пишет или рисует
Слуховоевосприятие Формировать способность:
7 мес. повторять интонацию речи взрослого
8 мес. проявлять интерес к предметам, издающим звук
9 мес. воспроизводить новые услышанные звуки, совершать плясовые движения под веселую музыку
к 11 мес. находить источник звука, находящийся за спиной
1 г. повторять знакомые двусложные слова
Импрессивная речь Стимулировать способность ребенка:
7 мес. понимать команды с жестовым подкреплением, выделять по слову части лица у куклы и у взрослого
8 мес. зрительно дифференцировать названные знакомые предметы, понимать некоторые речевые команды без жестового подкрепления
9мес. уверенно показывать части лица на кукле
10 мес. узнавать предметы на однопредметных картинках
11 мес. понимать команду «нельзя»
1 г. хорошо дифференцировать однопредметные картинки
Экспрессивная речь Учить ребенка:
9 мес. повторять новые слоги, подражая взрослому
11 мес. называть людей и предметы слогами
1 г. говорить несколько первых слов
Интеллект Стимулировать познавательную активность, развивать навыки:
7 мес. исследовать игрушку (трясти, стучать, катать и т.п.)
9 мес. реагировать действием на фразы: «помаши ручкой», «дай ручку» и т. д.
11 мес. узнавать значение коротких фраз: «где мячик?», «покажи носик» и т. д.
1 г. искать спрятанную игрушку (на глазах у ребенка взрослый накрывает игрушку полотенцем или коробочкой, ребенка просят ее найти)
Конструирование Стимулировать выполнение действий:
9 мес. снимать со стержня пирамидки несколько колец
10 мес. нанизывать кольца на стержень пирамидки
11 мес. ставить кубик на кубик
Эмоции,коммуникация Стимулировать своевременное развитие у ребенка следующих коммуникативных и эмоциональных навыков:
8 мес. адекватно эмоционально реагировать в ответ на общение
9 мес. легко идти на контакт со взрослым на игровом, эмоциональном уровне
1 г. отчетливо проявлять эмоциональное состояние мимикой, двигательными и голосовыми реакциями, махать рукой на прощание, по просьбе обнимать родителей, проявлять робость, стеснительность, любопытство
В том случае, если наблюдения за поведением ребенка позволяют судить о недоразвитии его эмоционально-коммуникативной сферы, возможно проведение так называемой «Холдинг-терапии»: в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает к себе. При этом мать должна иметь возможность смотреть ребенку в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви. Рукой ребенка мать гладит свое и его лицо. Необходимо побуждать ребенка к подражанию действиям взрослого.
Самообслуживание Обеспечить развитие умений:
7 мес. пить из бутылочки, придерживая ее руками; направлять бутылочку ко рту
8 мес. пить из чашки, которую держит взрослый
9 мес. грызть сухарик, печенье
10 мес. прожевывать полутвердую пищу (банан, мягкую грушуи т. п.)
к 1 г. помогать одевать себя (подавать руку, ногу)
Игра Учить ребенка:
8 мес. повторять знакомые действия за взрослыми (стучать предметом о поверхность стола и т. п.)
9 мес. осваивать новые действия, повторяя их за взрослыми (складывать предметы в ведерко и пр.)
1 г. играть самостоятельно (катать машинку; нанизывать кольца на стержень пирамидки; прикладывать телефон к уху; произносить «бах!», когда что-нибудь падает)
Методическиепособия Картонные книжки; кукла; пирамидка с крупными и мелкими кольцами; фигурки животных; мягкие игрушки; машинка среднего размера с веревочкой; игрушечный металлофон; игрушечный телефон; коробочки разных размеров, цветов и форм с крышками; мелкие предметы и ведерко; набор пластмассовой посуды.

План коррекционных занятий с детьми от 1 года до 3 лет

Крупная моторика Развивать общую двигательную активность ребенка, тренировать в выполнении следующих действий:
1 – 1 г.3 мес. вставать с пола без поддержки; ходить самостоятельно; из положения стоя, садиться на корточки и играть в этой позе
1 г. З мес.- 1,5 г. залезать на диван, кресло; наклоняться вперед из положения стоя; вставать с маленького стульчика; бегать, смотря под ноги
1,5 – 2 г. подниматься по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого; на ходу подталкивать ногой мяч
2 – 3 г. перешагивать через препятствия; вставать на цыпочки; стоять на одной ноге; подниматься и спускаться по шведской стенке; крутить педали велосипеда; ходить на цыпочках
Мелкая моторика Обучать ребенка умениям:
1 – 1,5 г. под зрительным контролем разъединять предметы; рисовать каракулей; под контролем зрения откручивать маленькие винтовые крышки; разворачивать завернутые в бумагу предметы
1,5 г. –1 г. 8 мес. ставить три кубика друг на друга; переворачивать по одной страницы книги; опускать мелкие предметы в маленькое отверстие
2 – 3 г. хватать движущийся предмет; разрывать бумагу; нанизывать на шнур большие бусины; переливать жидкость из одной емкости в другую; складывать бумагу пополам; раскатывать пластилин; резать бумагу ножницами
Зрительноевосприятие Тренировать способности:
1 г. –1 г. 2 мес. обходить высокие препятствия (например, стул); узнавать на фотографии себя, знакомого взрослого
1 г. 2 мес. – 1,5 г. избегать препятствий на своем пути (ямки, бугорки); показывать несколько названных предметов на картинке; запоминать, где лежат предметы, игрушки
1 г. 8 мес. – 2 г. узнавать свои вещи, одежду; подбирать парные картинки или игрушки; узнавать знакомые передачи по телевизору
2 -3 г. подбирать предмет к его рисунку; знать 2-4 основных цвета; узнавать предмет по рисунку его характерной части
Слуховоевосприятие Стимулировать появление умений:
1 г. –1 г. 2 мес. двигаться при звуках музыки; смотреть на знакомые предметы, когда их называют; воспроизводить интонации речи взрослых
1 г. 2 мес. – 1 г. 4 мес. по устной просьбе (без подсказки жестами) выполнять знакомое действие с предметом; повторять короткие слова, услышанные в разговоре взрослых; выбирать по названию одну картинку из нескольких
1,5 г. знать несколько коротких стихотворений, вставлять в них отдельные слова; понимать 20-50 слов (имена близких, названий частей тела, предметов и некоторых действий); играть со взрослым в «голоса животных» (звукоподражания: «ав-ав», «мяу» и пр.)
1,5 – 2 г. называть объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них; понимать 100 слов и более
2 – 3 г. повторять за взрослым предложения из 2-3 слов; пытаться петь; повторять за взрослым стихи
Импрессивная речь Обучать ребенка выполнению следующих действий:
1 – 1,5 г. поворачиваться на имя; выражать удовольствие, когда хвалят; движениями головы показывать согласие или несогласие, утверждение или отрицание; использовать звуки, жесты, отдельные слова, чтобы выразить свои желания
1,5 – 2 г. легко повторять увиденные жесты; использовать более 10 жестов и других выразительных средств; играть с другими детьми, наблюдать за ними, вступать с ними в контакт; повторять в игре с куклой знакомые действия (кормить с ложечки, укладывать спать и пр.)
2 -3 г. изображать поведение взрослого; задавать вопросы; вступать в контакт с детьми и взрослыми, активно обращаться к ним
Экспрессивная речь Стимулировать речевую активность, побуждать ребенка:
1 -1,5 г. повторять за взрослыми одно или двухсложные слова или два слога из трехсложных слов
1,5 – 2 г. повторять за взрослым двухсловные фразы; самостоятельно составлять предложения из двух слов; произносить слова со сложной слоговой структурой
2 – 3 г. повторять за взрослым простые предложения из 3-4 слов; самостоятельно составлять простые и сложные предложения из 3-4 слов; строить многословные, в том числе сложноподчиненные предложения
Интеллект Обучать умению устанавливать причинно-следственные связи на примере многократно совершаемых совместных действий, развивать конструктивный и вербальный интеллект, учить ребенка использовать вспомогательные средства для достижения своих целей:
1 – 1,5 г. вытягивать за веревочку спрятанный предмет; показывать несколько частей тела на кукле и на себе; складывать 6-8 кубиков в коробочку; строить башню из 3-4 кубиков; выполнять простые просьбы (найти, выбрать, принести знакомый предмет)
1,5 – 2 г. собирать доску Сегена методом проб и по зрительному соотнесению; воспроизводить бытовые действия с предметами по памяти; понимать значение предлогов («в», «на», «под», «над»); убирать игрушки на свои места
2 г. –2 г. 3 мес. классифицировать предметы по форме, цвету, назначению; строить по образцу мостик из трех кубиков; выполнять простую классификацию предметов (4-5 групп); находить парные картинки; находить из 4-6 картинок или предметов те, которые соответствуют названному признаку
2 г. 3 мес. – 2,5 г. находить из 10 картинок ту, которую показывает взрослый; выполнять просьбы, состоящие из двух и более действий; понимать фразы со словами «большой», «маленький», «мой», «такой же», «сначала» и «потом»; складывать разрезанную на две части картинку
2,5 – 3 г. раскладывать предметы по величине (от большого к маленькому и наоборот); строить домик или другое сооружение из пяти кубиков; накладывать разрезанную на 6-7 частей картинку на целую картинку-образец; среди 4-5 предметов находить один, соответствующий изображению его характерной части
Конструирование Учить ребенка навыкам:
1-2 г. простого конструирования (ставить один кубик на другой); собирать различные пирамидки; складывать из кубиков «паровозик» и «мостик» по образцу
2-3 г. дорисовывать ножки и ручки человеку; самостоятельно рисовать человека; складывать картинки из кубиков; конструировать по образцу
Эмоции,коммуникация Обеспечить ребенку возможность в процессе общения со взрослыми обучиться:
1 – 1,5 г. использовать указательный жест; проявлять сопереживание, утешение; помогать в простейших работах по инструкции
1,5 – 2 г. использовать слово и жест «да»
2 – 3 г. имитировать действия взрослых с бытовыми предметами; знать свой пол; вступать в контакт с ровесниками, используя жесты и отстаивать свою собственность
Самообслуживание Тренировать способности:
1-2 г. самостоятельно держать чашку, из которой пьет; жевать твердую пищу; зачерпывать пищу ложкой из тарелки; есть и пить самостоятельно, используя ложку и чашку; самостоятельно снимать или одевать шапку, стягивать носки, ботинки, снимать расстегнутое пальто, куртку, штанишки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанишки; с помощью мыть и вытирать руки; чистить зубы
2 -3 г. переливать жидкости из одной емкости в другую; помогать накрывать и убрать со стола; есть вилкой; застегивать и расстегивать молнию; расстегивать большие пуговицы; надевать рубашку, брюки, платье; самостоятельно мыть руки с мылом, чистить зубы
Игра Стимулировать выполнение действий:
1 – 2 г. в игре воспроизводить усвоенные действия с предметами, используя игрушки («кормить» и «купать» куклу)
2 – 3 г. в игре выступать в роли другого человека – члена семьи, представителя какой-либо профессии, персонажа сказки (сюжетно-ролевая игра; совместная игра с другим ребенком)
Методическиепособия Карандаши, фломастеры, наборы кубиков для конструирования (разные по цвету и величине);наборы форм, вставляющихся друг в друга;мягкие куклы и игрушки, книжки с картинками и короткими стихотворениями для детей;«почтовый ящик», матрешки, составные игрушки из двух-трех частей;

игрушки – модели людей и животных;

парные картинки, лото, набор для нанизывания и шнурования, пластилин, «пазлы» для составления целого из частей, разрезные картинки из 2-3 частей, хрестоматия для детей от 2 до 4 л., фигурки животных с детенышами, игрушечный транспорт, куклы для театра.

План коррекционных занятий с детьми от 3 до 7 лет

Крупная моторика Развивать общую двигательную активность ребенка, тренировать в выполнении следующих действий:
3 г. прыгать на двух ногах
4 г. делать кувырок вперед; прыгать на одной ноге
5 л. выполнять одновременно два вида движений
Мелкая моторика Обеспечить формирование умений:
3 г. копировать круг; расстегивать пуговицы
4 г. копировать квадрат (нечетко, с загнутыми углами); резать ножницами бумагу
5 л. копировать треугольник; рисовать квадрат
С этой целью выполнять упражнения:- выполнять «пальчиковую гимнастику» и массажкистей рук;- лепить из пластилина;

— рисовать на бумаге (особое внимание уделять

развитию навыка правильно держать карандаш),

пробовать писать прописи;

— обводить, штриховать, копировать геометрические и др. фигуры.

Обучать ребенка навыкам:

— шнуровать,

— застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и

развязывать узлы и т. п.

— собирать «рисунок» из бусин и бисера, выполнять

аппликации.

Зрительноевосприятие Развивать способность:
3 г. узнавать перечеркнутые изображения; узнавать наложенные изображения
3,5 г. понимать смысл сюжетных картинок, отвечать на наводящие вопросы по ним
4 г. самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картинке; понимать смысл последовательных картинок
4,5 г. раскладывать картинки последовательно по порядку, в соответствии с сюжетом
Слуховоевосприятие Развивать способность:
3 г. отстукивать простые ритмы по образцу
5 л. отстукивать акцентированные ритмы по образцу
6 л. отстукивать ритмы по устной инструкции
Развивать у ребенка фонематическое и звукобуквенный анализ и синтез (развитие способности различать звуки речи, близкие по акустическим свойствам, определять наличие звука в слове, количество и порядок звуков в слове)Использовать развивающие компьютерные игры (напр., на различение звучания музыкальных инструментов)
Импрессивная речь Обучать ребенка:
3,5 г. отвечать (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходили в другом время или в другом месте
4 г. отвечать на отвлеченные вопросы (напр.: «Светит ли ночью солнце?»)
5 – 6 л. пониманию абстрактных понятий («дружба», «правда», «обман», «радость», «страх»)
Экспрессивная речь Учить ребенка:
3 г. использовать в речи множественное число, прошедшее время; использовать в речи отрицательные частицы «не», «ни»
3,5 г. использовать в речи прилагательные и местоимения; задавать вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?»; вести диалог со взрослыми; использовать в речи сложные предложения
4 г. использовать в речи вежливые просьбы; будущее время; определение пространства («на», «под», «за»)
4,5 г. читать стихи
5 л. использовать в речи соединение простых предложений в сложные; разделительные вопросы; описывать свои чувства
5 – 6 л. употреблять абстрактные понятия: «счастье», «любовь», «надежда», «ложь»
Проводить беседы с ребенком на различные темы, обучать навыку правильного задавания вопросов, развивать диалоговую и монологовую формы речи, отрабатывать правильное произношение.
Интеллект Обеспечить дальнейшее развитие конструктивного и вербального интеллекта, формировать навыки обобщения, классификации предметов и явлений по различным признакам, умения ребенка:
3 г. классифицировать предметы и изображения на 2 группы (по цвету, форме)
3,5 г. классифицировать предметы и изображения на 3-4 группы по геометрической форме, по цвету
4 г. заполнять доски Сегена различной степени сложности по зрительному соотнесению; выполнять простую классификацию картинок (4-5 групп) с помощью
4,5 г. выполнять простую классификацию картинок (4-5 групп) самостоятельно
5 л. объяснять и правильно использовать в речи понятия «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые»; исключать «4-й лишний» предмет (при затруднении объяснить обобщающий признак); отгадывать загадки, используя накопленный опыт
6 – 7 л. исключать «4-й лишний» предмет с опорой на понимание функциональных и категориальных свойств объектов, на сравнении понятий с использованием категориальных обобщений