п.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1(Формализованная карта исследования психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни).
Формализованная карта исследования психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни.
1 | Крупная моторика | |
Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны | 1-4 нед. | |
Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону | 1 мес. | |
Пытается поднимать голову, лежа на животе | 1 мес. | |
Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10-20 сек., ноги при этом напряжены | 1,5 мес. | |
В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами | 2 мес. | |
Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго) | 2 мес. | |
Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут) | 2,5 мес. | |
Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня | 3 мес. | |
Появляется опора на ноги | 4 мес. | |
Активно поднимает голову из положения на спине | 4,5 мес. | |
Переворачивается на бок | 4,5 мес. | |
Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову | 5 мес. | |
Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой | 5,5 мес. | |
Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку | 6 мес. | |
Сидит при пассивно приданной позе | 6 мес. | |
Переворачивается со спины на живот | 6,5 мес. | |
Переворачивается с живота на спину | 7 мес. | |
Ползание без включения тазового пояса | 7 мес. | |
Синхронное ползание по-пластунски | 7,5 мес. | |
Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок | 7,5 мес. | |
Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие | 8 мес. | |
Стоит в позе (на четвереньках) | 8 мес. | |
Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно | 8,5 мес. | |
Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно | 9 мес. | |
Стоит у опоры, встает самостоятельно | 10 мес. | |
Стоит самостоятельно | 11 мес. | |
Ходит с поддержкой | 11,5 мес. | |
Ходит самостоятельно | 12 мес. | |
Ходит длительно, поворачивается | 1 г. 3 мес. | |
Перешагивает через препятствия | 1 г. 6 мес. | |
Пытается бегать | 1 г. 10 мес. | |
Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила | 1 г. 11 мес. | |
Бегает | 2 г. | |
Самостоятельно приседает и встает | 2 г. | |
Наклоняется и поднимает предметы с пола | 2 г. | |
Стоит на одной ноге без поддержки | 2 г. 6 мес. | |
Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) | 2 г. 6 мес. | |
Умеет ездить на трехколесном велосипеде | 2 г. 6 мес. | |
Прыгает на двух ногах | 3 г. | |
Умеет делать кувырок вперед | 4 г. | |
Прыгает на одной ноге | 4 г. | |
Выполняет одновременно два вида движений | 5 л. | |
2. | Мелкая моторика | |
Пальца сжаты в кулачок, единичные, редкие «атетоидные» движения пальцами | 1 нед. | |
Открывает кулачок | 2 мес. | |
Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот | 2,5 мес. | |
Иногда захватывает предмет кистью руки | 3 мес. | |
Тянется к игрушке, хватает ее | 3,5 мес. | |
Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает | 4,5 мес. | |
Начинает захватывать мелкие предметы | 5 мес. | |
Перекладывает игрушку из руки в руку | 5,5 мес. | |
Активно манипулирует предметами | 7 мес. | |
Для захвата использует большой палец | 8 мес. | |
Стучит игрушкой об игрушку | 8 мес. | |
Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает) | 8,5 мес. | |
Пытается ставить кубик на кубик | 9 мес. | |
Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы | 10 мес. | |
Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки | 11 мес. | |
Может перелистывать страницы у картонной книжки | 12 мес. | |
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие | 12 мес. | |
Переворачивает одновременно 2-3 страницы | 1 г. 2 мес. | |
Рисует каракули, росчерки | 1 г. 5 мес. | |
Разрывает бумагу | 1 г. 6 мес. | |
Переворачивает по одной странице | 1 г. 8 мес. | |
Формируется предпочтение руки | 2 г. | |
По показу повторяет вертикальные и круглые линии | 2 г. | |
«Правильно» держит карандаш | 2 г. 6 мес. | |
Копирует круг | 3 г. | |
Расстегивает пуговицы | 3 г. | |
Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) | 4 г. | |
Режет ножницами бумагу | 4 г. | |
Копирует треугольник | 5 лет | |
Верно рисует квадрат | 5 лет | |
3. | Зрительное восприятие | |
Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света | 1 нед. | |
Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание | 1 мес. | |
Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо от средней линии | 1,5 мес. | |
Длительное сосредоточение взора на предметах | 2 мес. | |
Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем | 3 мес. | |
Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев | 3 мес. | |
Тянется к игрушке | 3,5 мес. | |
Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии | 4 мес. | |
Игрушку подносит к глазам, рассматривает | 4,5 мес. | |
Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах | 5 мес. | |
Рассматривает крупные картинки | 6 мес. | |
Активно захватывает игрушку из любых положений | 7 мес. | |
Дифференцированное восприятие близких и знакомых | 8 мес. | |
Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку | 9 мес. | |
Узнает себя и близких в зеркале | 10 мес. | |
Показывает отдельные предметы в быту | 1 г. | |
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии | 1 г. 2 мес. | |
Узнает несколько простых картинок(около 5) | 1 г. 3 мес. | |
Дифференцирует форму и величину объемной игрушки | 1 г. 8 мес. | |
Дифференцирует количество предметов | 1 г. 8 мес. | |
Подбирает парные игрушки и картинки | 1 г. 9 мес. | |
Узнает знакомые предметы по ТВ | 2 г. | |
Знает много картинок (10-15) | 2 г. | |
Понимает смысл простых картинок с действием | 2 г. 6 мес. | |
Узнает контурные, черно-белые изображения | 2 г. 6 мес. | |
Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке | 2 г. 6 мес. | |
Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета | 2 г. 6 мес. | |
Узнает перечеркнутые изображения | 3 г. | |
Узнает наложенные изображения | 3 г. | |
Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы | 3 г. 6 мес. | |
Может сам составить рассказ по сюжетной картинке | 4 г. | |
Понимает смысл последовательных картинок | 4 г. | |
Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом | 4 г. 6 мес. | |
4. | Слуховое восприятие | |
Вздрагивает и мигает при громком звуке | 1 нед. | |
Слуховое сосредоточение | 2 нед. | |
Начало локализации звуков в пространстве | 1 мес. | |
Улыбается, когда слышит голос взрослого | 1,5 мес. | |
Замирает при появлении нового звука на фоне других | 2 мес. | |
Узнает тембр голоса матери | 2,5 мес. | |
После звуковой стимуляции издает гласные звуки | 3 мес. | |
Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука | 4 мес. | |
Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя | 6 мес. | |
Начало аутоэхолалии | 6 мес. | |
Начинает понимать команды с жестовым подкреплением | 6,5 мес. | |
Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие | 7 мес. | |
Плясовые движения под веселую музыку | 8,5 мес. | |
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом | 1 г. | |
Повторяет услышанные короткие слова | 1 г. 3 мес. | |
«Вставляет» слова в знакомые стихи | 1 г. 5 мес. | |
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук | 1 г. 8 мес. | |
Может отстукивать простые ритмы по образцу | 3 г. | |
акцентированные ритмы | 5 лет | |
по устной инструкции | 6 лет | |
5. | Импрессивная речь | |
Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание | 1 мес. | |
Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций | 3 мес. | |
Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации | 4 мес. | |
В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность | 5 мес. | |
Реагирует на свое имя | 6 мес. | |
Понимает речевые команды с жестовым подкреплением | 7 мес. | |
Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого | 7,5 мес. | |
Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы | 8 мес. | |
Понимает речевые команды без жестового подкрепления | 8,5 мес. | |
По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте | 9 мес. | |
Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого | 9,5 мес. | |
Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках | 10 мес. | |
По указанию взрослых выполняет действия с игрушками | 10,5 мес. | |
Понимает команду «нельзя» | 11 мес. | |
Выполняет много команд по просьбе | 1 г. | |
Показывает несколько частей тела | 1 г. 3 мес. | |
Показывает все части тела | 1 г. 6 мес. | |
Показывает все объекты в быту | 1 г. 8 мес. | |
Показывает много картинок | 2 г. | |
Понимает содержательную речь, несложные рассказы | 2 г.5 мес. | |
Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке | 2 г. 5 мес. | |
Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия | 2 г. 5 мес. | |
Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте | 3 г. 5 мес. | |
Может ответить на отвлеченные вопросы, напр. «светит ли ночью солнце?» | 4 г. | |
Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх» | 5-6 лет | |
6. | Экспрессивная речь | |
Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним | 1 мес. | |
Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит | 2 мес. | |
Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление | 3 мес. | |
Активное гуление | 4 мес. | |
Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков | 5 мес. | |
Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) | 5,5 мес. | |
Активный недифференцированный лепет | 6 мес. | |
Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии | 6,5 мес. | |
Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» | 7,5 мес. | |
Подражая взрослому, учит новые слоги | 9 мес. | |
Называет людей и предметы слогами | 10 мес. | |
Говорит около 5 слов (мама, дада) | 1 г. | |
Соотносит слоги с определенным предметом | 1 г. 2 мес. | |
Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) | 1 г. 4 мес. | |
Говорит около 10 слов (в основном названия) | 1 г. 6 мес. | |
«Телеграфная речь»: двухсловные предложения | 1 г. 8 мес. | |
Составляет предложения из 3-4 слов | 2 г. | |
Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный) | 2 г. 6 мес. | |
Легко повторяет фразы | 2 г. 6 мес. | |
Пытается использовать множественное число, прошедшее время | 3 г. | |
Использует отрицательные частицы «не», «ни» | 3 г. | |
Использует прилагательные и местоимения | 3 г. 6 мес. | |
Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?» | 3 г. 6 мес. | |
Способен вести диалог с взрослыми | 3 г. 6 мес. | |
Использует сложные предложения | 3 г. 6 мес. | |
Использует вежливые просьбы | 4 г. | |
Использует будущее время | 4 г. | |
Использует определение пространства: «на», «под», «за» | 4 г. | |
Читает стихи | 4 г. 6 мес. | |
Появляется соединение простых предложений в сложные | 5 лет | |
Появление разделительных вопросов | 5 лет | |
Может описать свои чувства | 5 лет | |
Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь» | 5-6 лет | |
7. | Интеллект | |
Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки | 0-2 мес. | |
Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени | 0-2 мес. | |
Начинает различать окружающих: может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей | 3 мес. | |
Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу | 4 мес. | |
Развитие функции активного внимания: поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем | 4,5 мес. | |
Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку — она загремит | 5 мес. | |
Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка | 5 мес. | |
Следит откуда и куда падает предмет | 5,5 мес. | |
После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой) | 6 мес. | |
Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет | 6,5 мес. | |
Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи | 7 мес. | |
Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть | 7 мес. | |
Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки | 7,5 мес. | |
Поиск наполовину спрятанной игрушки | 8 мес. | |
Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой» | 9 мес. | |
Пользуется «указательным жестом» | 10 мес. | |
Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке) | 11 мес. | |
Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения | 11,5 мес. | |
В состоянии определить высоту и края предметов | 11,5 мес. | |
Узнает значение слов, коротких фраз | 1 г. | |
Различает несколько предметов по названиям | 1 г. | |
Ищет спрятанную игрушку | 1 г. | |
Тянет в рот только съедобное | 1 г. 5 мес. | |
Узнает простые картинки в книге | 1 г. 6 мес. | |
Может выполнить поручение из 1 действия | 1 г. 7 мес. | |
Различает «один» и «много» | 1 г. 11 мес. | |
Различает «большой» и «маленький» | 1 г. 11 мес. | |
Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок | 2 г. | |
Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне) | 2 г. 6 мес. | |
Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника | 2 г. 6 мес. | |
Подбирает цвета по образцу (синий к синему) | 2 г. 6 мес. | |
Классификация на 2 группы (по цвету, форме) | 3 г. | |
Классификация на 3-4 группы:по геометрической формепо цвету | 3 г. 6 мес.3 г. 6 мес. | |
Легко заполняет доску Сегена | 4 г. | |
Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп):с помощьюсамостоятельно | 4 г.4 г. 6 мес. | |
Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые» | 5 лет | |
Вербальный интеллект: | ||
Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется | 5 лет | |
Отгадывает загадки, используя накопленный опыт | 5 лет | |
Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов | 6 лет | |
Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений | 6-7 лет | |
Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»:с помощьюсамостоятельно | 6 лет6 л. 6 мес. | |
Способен разделять объекты на классы и подклассы | 7 лет | |
8. | Конструирование | |
Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки | 8,5 мес. | |
Пытается ставить кубик на кубик | 9 мес. | |
Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки | 11 мес. | |
Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку | 1 г. | |
Строит простые сооружения из кубиков | 1 г. 9 мес. | |
Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок | 2 г. | |
Строит по показу поезд, башенку | 2 г. | |
Строит по показу мост | 3 г. | |
Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человеку | 3 г. | |
Самостоятельно рисует человека (примитивно) | 3 г. 6 мес. | |
Строит сложные сюжетные конструкции | 3 г. 6 мес. | |
Собирает кубики Линка по образцу | 3 г. 6 мес. | |
Складывает картинки из кубиков | 4 г. | |
Рисует человечка с туловищем | 4 г. | |
Рисует человека в одежде | 5 лет | |
Сюжетные рисунки | 5 лет | |
9. | Эмоции, коммуникация | |
Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет | 1-2 нед. | |
Появление ответной улыбки, «ротового внимания», через некоторое время после «заигрывания» исследователя | 1,5 мес. | |
На эмоциональный контакт с исследователем ребенок отвечает активной улыбкой | 2 мес. | |
Смеется в голос | 3 мес. | |
В ответ на общение с исследователем проявляет выраженный «комплекс оживления» | 3 мес. | |
«Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро | 4 мес. | |
Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого | 4,5 мес. | |
Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул | 5 мес. | |
Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит | 5 мес. | |
Различает мимику и жесты окружающих | 5 мес. | |
Реагирует на строгие и ласковые интонации | 5,5 мес. | |
Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы | 6 мес. | |
Тянет руки, чтобы взяли на руки | 7,5 мес. | |
Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери) | 7 мес. | |
Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение | 8 мес. | |
Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях | 9 мес. | |
Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями | 10 мес. | |
Машет рукой на прощание | 11 мес. | |
По просьбе обнимает родителей | 12 мес. | |
Появляется сопереживание, утешение | 1 г. 2 мес. | |
Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие | 1 г. 3 мес. | |
Использует «да» (слово, звук, жест) | 1 г. 4 мес. | |
Помогает в простейших работах (по инструкции) | 1 г. 7 мес. | |
Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами | 1 г. 8 мес. | |
Активно пользуется жестами | 1 г. 10 мес. | |
Острая реакция на отсутствие матери | 1 г. 10 мес. | |
Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» — «мое», «ты» — «твое» | 3 г. | |
Знает свой пол | 3 г. | |
Развитие разного стиля с детьми и взрослыми | 4 г. | |
Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы | 4 г. 6 мес. | |
Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству | 5-6 лет | |
10. | Самообслуживание | |
Может есть с ложки | 5 мес. | |
Держит бутылочку, из которой сосет | 6 мес. | |
Пьет из чашки, которую держит взрослый | 7 мес. | |
Помогает одевать себя (подает руку, ногу) | 8 мес. | |
Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан) | 9 мес. | |
Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье | 1 г. | |
С помощью подносит ложку ко рту | 1 г. 2 мес. | |
Пьет из чашки, не проливая | 1 г. 3 мес. | |
Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку) | 1 г. 3 мес. | |
Моет руки с небольшой помощью | 1 г. 4 мес. | |
Зачерпывает пищу ложкой | 1 г. 6 мес. | |
Полностью прожевывает пищу | 1 г. 6 мес. | |
Снимает расстегнутое пальто, куртку | 1 г. 9 мес. | |
Ест и пьет самостоятельно | 1 г. 10 мес. | |
Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье) | 2 г. | |
Просится на горшок в дневное время | 2 г. | |
Самостоятельно моет и вытирает руки | 2 г. | |
Застегивает и расстегивает молнию, с помощью | 2 г. | |
Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно) | 2 г. 6 мес. | |
Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку) | 2 г. 6 мес. | |
Наливает в чашку воду (не аккуратно) | 3 г. | |
Расстегивает пуговицы | 3 г. | |
Застегивает пуговицы, кнопки, молнию | 4 г. | |
Одевается без посторонней помощи | 4 г. | |
Отличает переднюю часть одежды от задней | 4 г. | |
Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках | 5-6 лет | |
11. | Игра | |
Рассматривает вложенную в руку игрушку | 3 мес. | |
Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка | 3 мес. | |
Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее | 4 мес. | |
Занятия с игрушкой – доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности | 5 мес. | |
Подолгу играет с подвешенными игрушками | 5 мес. | |
Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает | 5,5 мес. | |
Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям | 9 мес. | |
Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает | 9,5 мес. | |
Усвоение условных действий с игрушками и предметами | 10 мес. | |
Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь | 11 мес. | |
Играет с мячом | 1 г. | |
Строит простые структуры из блоков | 1 г. 1 мес. | |
Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками | 1 г. 2 мес. | |
Наблюдает за игрой других детей | 1 г. 2 мес. | |
Играет самостоятельно, если рядом взрослый | 1 г. 4 мес. | |
Начало функциональной игры | 1 г. 6 мес. | |
Любит катать, перетаскивать игрушки | 1 г. 9 мес. | |
Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков | 1 г. 9 мес. | |
Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.
|
2 г. | |
Делает куличики | 2 г. | |
Собирает закручивающие игрушки | 2 г. | |
Собирает пирамидку по порядку | 2 г. 6 мес. | |
Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину; говорит по телефону) | 2 г. 6 мес. | |
Совместная сюжетная игра с другим ребенком | 3 г. | |
Игра с воображаемой действительностью | 3 г. 6 мес. | |
Элементы ролевой игры (может назвать свою роль) | 3 г. 6 мес. | |
Сопровождает игру речью (озвучивает куклу) | 4 г. | |
В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия) | 4 г. 6 мес. | |
Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей | 4 г. 6 мес. | |
«Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни | 4 г. 6 мес. | |
Усвоение способов построения сюжета – опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.) | 5-6 лет | |
Основа в игре – правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий | 6-7 лет |