ПРИЛОЖЕНИЕ 1(Формализованная карта исследования психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни).

Формализованная карта исследования психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни.

1 Крупная моторика
Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны 1-4 нед.
Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону 1 мес.
Пытается поднимать голову, лежа на животе 1 мес.
Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10-20 сек., ноги при этом напряжены 1,5 мес.
В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами 2 мес.
Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго) 2 мес.
Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут) 2,5 мес.
Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня 3 мес.
Появляется опора на ноги 4 мес.
Активно поднимает голову из положения на спине 4,5 мес.
Переворачивается на бок 4,5 мес.
Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову 5 мес.
Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой 5,5 мес.
Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку 6 мес.
Сидит при пассивно приданной позе 6 мес.
Переворачивается со спины на живот 6,5 мес.
Переворачивается с живота на спину 7 мес.
Ползание без включения тазового пояса 7 мес.
Синхронное ползание по-пластунски 7,5 мес.
Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок 7,5 мес.
Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие 8 мес.
Стоит в позе (на четвереньках) 8 мес.
Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно 8,5 мес.
Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно 9 мес.
Стоит у опоры, встает самостоятельно 10 мес.
Стоит самостоятельно 11 мес.
Ходит с поддержкой 11,5 мес.
Ходит самостоятельно 12 мес.
Ходит длительно, поворачивается 1 г. 3 мес.
Перешагивает через препятствия 1 г. 6 мес.
Пытается бегать 1 г. 10 мес.
Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила 1 г. 11 мес.
Бегает 2 г.
Самостоятельно приседает и встает 2 г.
Наклоняется и поднимает предметы с пола 2 г.
Стоит на одной ноге без поддержки 2 г. 6 мес.
Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) 2 г. 6 мес.
Умеет ездить на трехколесном велосипеде 2 г. 6 мес.
Прыгает на двух ногах 3 г.
Умеет делать кувырок вперед 4 г.
Прыгает на одной ноге 4 г.
Выполняет одновременно два вида движений 5 л.
2. Мелкая моторика
Пальца сжаты в кулачок, единичные, редкие «атетоидные» движения пальцами 1 нед.
Открывает кулачок 2 мес.
Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот 2,5 мес.
Иногда захватывает предмет кистью руки 3 мес.
Тянется к игрушке, хватает ее 3,5 мес.
Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает 4,5 мес.
Начинает захватывать мелкие предметы 5 мес.
Перекладывает игрушку из руки в руку 5,5 мес.
Активно манипулирует предметами 7 мес.
Для захвата использует большой палец 8 мес.
Стучит игрушкой об игрушку 8 мес.
Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает) 8,5 мес.
Пытается ставить кубик на кубик 9 мес.
Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы 10 мес.
Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки 11 мес.
Может перелистывать страницы у картонной книжки 12 мес.
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие 12 мес.
Переворачивает одновременно 2-3 страницы 1 г. 2 мес.
Рисует каракули, росчерки 1 г. 5 мес.
Разрывает бумагу 1 г. 6 мес.
Переворачивает по одной странице 1 г. 8 мес.
Формируется предпочтение руки 2 г.
По показу повторяет вертикальные и круглые линии 2 г.
«Правильно» держит карандаш 2 г. 6 мес.
Копирует круг 3 г.
Расстегивает пуговицы 3 г.
Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) 4 г.
Режет ножницами бумагу 4 г.
Копирует треугольник 5 лет
Верно рисует квадрат 5 лет
3. Зрительное восприятие
Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света 1 нед.
Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание 1 мес.
Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо от средней линии 1,5 мес.
Длительное сосредоточение взора на предметах 2 мес.
Движения руки, направленные к объекту, выполняются под зрительным контролем 3 мес.
Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев 3 мес.
Тянется к игрушке 3,5 мес.
Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии 4 мес.
Игрушку подносит к глазам, рассматривает 4,5 мес.
Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах 5 мес.
Рассматривает крупные картинки 6 мес.
Активно захватывает игрушку из любых положений 7 мес.
Дифференцированное восприятие близких и знакомых 8 мес.
Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку 9 мес.
Узнает себя и близких в зеркале 10 мес.
Показывает отдельные предметы в быту 1 г.
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии 1 г. 2 мес.
Узнает несколько простых картинок(около 5) 1 г. 3 мес.
Дифференцирует форму и величину объемной игрушки 1 г. 8 мес.
Дифференцирует количество предметов 1 г. 8 мес.
Подбирает парные игрушки и картинки 1 г. 9 мес.
Узнает знакомые предметы по ТВ 2 г.
Знает много картинок (10-15) 2 г.
Понимает смысл простых картинок с действием 2 г. 6 мес.
Узнает контурные, черно-белые изображения 2 г. 6 мес.
Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке 2 г. 6 мес.
Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета 2 г. 6 мес.
Узнает перечеркнутые изображения 3 г.
Узнает наложенные изображения 3 г.
Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы 3 г. 6 мес.
Может сам составить рассказ по сюжетной картинке 4 г.
Понимает смысл последовательных картинок 4 г.
Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом 4 г. 6 мес.
4. Слуховое восприятие
Вздрагивает и мигает при громком звуке 1 нед.
Слуховое сосредоточение 2 нед.
Начало локализации звуков в пространстве 1 мес.
Улыбается, когда слышит голос взрослого 1,5 мес.
Замирает при появлении нового звука на фоне других 2 мес.
Узнает тембр голоса матери 2,5 мес.
После звуковой стимуляции издает гласные звуки 3 мес.
Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука 4 мес.
Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имя 6 мес.
Начало аутоэхолалии 6 мес.
Начинает понимать команды с жестовым подкреплением 6,5 мес.
Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие 7 мес.
Плясовые движения под веселую музыку 8,5 мес.
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом 1 г.
Повторяет услышанные короткие слова 1 г. 3 мес.
«Вставляет» слова в знакомые стихи 1 г. 5 мес.
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук 1 г. 8 мес.
Может отстукивать простые ритмы по образцу 3 г.
акцентированные ритмы 5 лет
по устной инструкции 6 лет
5. Импрессивная речь
Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание 1 мес.
Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций 3 мес.
Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации 4 мес.
В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность 5 мес.
Реагирует на свое имя 6 мес.
Понимает речевые команды с жестовым подкреплением 7 мес.
Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого 7,5 мес.
Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы 8 мес.
Понимает речевые команды без жестового подкрепления 8,5 мес.
По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте 9 мес.
Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого 9,5 мес.
Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках 10 мес.
По указанию взрослых выполняет действия с игрушками 10,5 мес.
Понимает команду «нельзя» 11 мес.
Выполняет много команд по просьбе 1 г.
Показывает несколько частей тела 1 г. 3 мес.
Показывает все части тела 1 г. 6 мес.
Показывает все объекты в быту 1 г. 8 мес.
Показывает много картинок 2 г.
Понимает содержательную речь, несложные рассказы 2 г.5 мес.
Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке 2 г. 5 мес.
Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия 2 г. 5 мес.
Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте 3 г. 5 мес.
Может ответить на отвлеченные вопросы, напр. «светит ли ночью солнце?» 4 г.
Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх» 5-6 лет
6. Экспрессивная речь
Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним 1 мес.
Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит 2 мес.
Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление 3 мес.
Активное гуление 4 мес.
Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков 5 мес.
Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) 5,5 мес.
Активный недифференцированный лепет 6 мес.
Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии 6,5 мес.
Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» 7,5 мес.
Подражая взрослому, учит новые слоги 9 мес.
Называет людей и предметы слогами 10 мес.
Говорит около 5 слов (мама, дада) 1 г.
Соотносит слоги с определенным предметом 1 г. 2 мес.
Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) 1 г. 4 мес.
Говорит около 10 слов (в основном названия) 1 г. 6 мес.
«Телеграфная речь»: двухсловные предложения 1 г. 8 мес.
Составляет предложения из 3-4 слов 2 г.
Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный) 2 г. 6 мес.
Легко повторяет фразы 2 г. 6 мес.
Пытается использовать множественное число, прошедшее время 3 г.
Использует отрицательные частицы «не», «ни» 3 г.
Использует прилагательные и местоимения 3 г. 6 мес.
Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?» 3 г. 6 мес.
Способен вести диалог с взрослыми 3 г. 6 мес.
Использует сложные предложения 3 г. 6 мес.
Использует вежливые просьбы 4 г.
Использует будущее время 4 г.
Использует определение пространства: «на», «под», «за» 4 г.
Читает стихи 4 г. 6 мес.
Появляется соединение простых предложений в сложные 5 лет
Появление разделительных вопросов 5 лет
Может описать свои чувства 5 лет
Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь» 5-6 лет
7. Интеллект
Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки 0-2 мес.
Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени 0-2 мес.
Начинает различать окружающих: может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей 3 мес.
Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу 4 мес.
Развитие функции активного внимания: поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем 4,5 мес.
Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку — она загремит 5 мес.
Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка 5 мес.
Следит откуда и куда падает предмет 5,5 мес.
После зрительного, тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой) 6 мес.
Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет 6,5 мес.
Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи 7 мес.
Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть 7 мес.
Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки 7,5 мес.
Поиск наполовину спрятанной игрушки 8 мес.
Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой» 9 мес.
Пользуется «указательным жестом» 10 мес.
Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке) 11 мес.
Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения 11,5 мес.
В состоянии определить высоту и края предметов 11,5 мес.
Узнает значение слов, коротких фраз 1 г.
Различает несколько предметов по названиям 1 г.
Ищет спрятанную игрушку 1 г.
Тянет в рот только съедобное 1 г. 5 мес.
Узнает простые картинки в книге 1 г. 6 мес.
Может выполнить поручение из 1 действия 1 г. 7 мес.
Различает «один» и «много» 1 г. 11 мес.
Различает «большой» и «маленький» 1 г. 11 мес.
Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок 2 г.
Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне) 2 г. 6 мес.
Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника 2 г. 6 мес.
Подбирает цвета по образцу (синий к синему) 2 г. 6 мес.
Классификация на 2 группы (по цвету, форме) 3 г.
Классификация на 3-4 группы:по геометрической формепо цвету 3 г. 6 мес.3 г. 6 мес.
Легко заполняет доску Сегена 4 г.
Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп):с помощьюсамостоятельно 4 г.4 г. 6 мес.
Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые» 5 лет
Вербальный интеллект:
Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется 5 лет
Отгадывает загадки, используя накопленный опыт 5 лет
Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов 6 лет
Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений 6-7 лет
Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»:с помощьюсамостоятельно 6 лет6 л. 6 мес.
Способен разделять объекты на классы и подклассы 7 лет
8. Конструирование
Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки 8,5 мес.
Пытается ставить кубик на кубик 9 мес.
Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки 11 мес.
Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку 1 г.
Строит простые сооружения из кубиков 1 г. 9 мес.
Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок 2 г.
Строит по показу поезд, башенку 2 г.
Строит по показу мост 3 г.
Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человеку 3 г.
Самостоятельно рисует человека (примитивно) 3 г. 6 мес.
Строит сложные сюжетные конструкции 3 г. 6 мес.
Собирает кубики Линка по образцу 3 г. 6 мес.
Складывает картинки из кубиков 4 г.
Рисует человечка с туловищем 4 г.
Рисует человека в одежде 5 лет
Сюжетные рисунки 5 лет
9. Эмоции, коммуникация
Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет 1-2 нед.
Появление ответной улыбки, «ротового внимания», через некоторое время после «заигрывания» исследователя 1,5 мес.
На эмоциональный контакт с исследователем ребенок отвечает активной улыбкой 2 мес.
Смеется в голос 3 мес.
В ответ на общение с исследователем проявляет выраженный «комплекс оживления» 3 мес.
«Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро 4 мес.
Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого 4,5 мес.
Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул 5 мес.
Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит 5 мес.
Различает мимику и жесты окружающих 5 мес.
Реагирует на строгие и ласковые интонации 5,5 мес.
Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы 6 мес.
Тянет руки, чтобы взяли на руки 7,5 мес.
Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери) 7 мес.
Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение 8 мес.
Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях 9 мес.
Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями 10 мес.
Машет рукой на прощание 11 мес.
По просьбе обнимает родителей 12 мес.
Появляется сопереживание, утешение 1 г. 2 мес.
Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие 1 г. 3 мес.
Использует «да» (слово, звук, жест) 1 г. 4 мес.
Помогает в простейших работах (по инструкции) 1 г. 7 мес.
Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами 1 г. 8 мес.
Активно пользуется жестами 1 г. 10 мес.
Острая реакция на отсутствие матери 1 г. 10 мес.
Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» — «мое», «ты» — «твое» 3 г.
Знает свой пол 3 г.
Развитие разного стиля с детьми и взрослыми 4 г.
Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы 4 г. 6 мес.
Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству 5-6 лет
10. Самообслуживание
Может есть с ложки 5 мес.
Держит бутылочку, из которой сосет 6 мес.
Пьет из чашки, которую держит взрослый 7 мес.
Помогает одевать себя (подает руку, ногу) 8 мес.
Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан) 9 мес.
Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье 1 г.
С помощью подносит ложку ко рту 1 г. 2 мес.
Пьет из чашки, не проливая 1 г. 3 мес.
Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку) 1 г. 3 мес.
Моет руки с небольшой помощью 1 г. 4 мес.
Зачерпывает пищу ложкой 1 г. 6 мес.
Полностью прожевывает пищу 1 г. 6 мес.
Снимает расстегнутое пальто, куртку 1 г. 9 мес.
Ест и пьет самостоятельно 1 г. 10 мес.
Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье) 2 г.
Просится на горшок в дневное время 2 г.
Самостоятельно моет и вытирает руки 2 г.
Застегивает и расстегивает молнию, с помощью 2 г.
Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно) 2 г. 6 мес.
Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку) 2 г. 6 мес.
Наливает в чашку воду (не аккуратно) 3 г.
Расстегивает пуговицы 3 г.
Застегивает пуговицы, кнопки, молнию 4 г.
Одевается без посторонней помощи 4 г.
Отличает переднюю часть одежды от задней 4 г.
Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках 5-6 лет
11. Игра
Рассматривает вложенную в руку игрушку 3 мес.
Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка 3 мес.
Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее 4 мес.
Занятия с игрушкой – доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности 5 мес.
Подолгу играет с подвешенными игрушками 5 мес.
Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает 5,5 мес.
Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям 9 мес.
Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает 9,5 мес.
Усвоение условных действий с игрушками и предметами 10 мес.
Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь 11 мес.
Играет с мячом 1 г.
Строит простые структуры из блоков 1 г. 1 мес.
Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками 1 г. 2 мес.
Наблюдает за игрой других детей 1 г. 2 мес.
Играет самостоятельно, если рядом взрослый 1 г. 4 мес.
Начало функциональной игры 1 г. 6 мес.
Любит катать, перетаскивать игрушки 1 г. 9 мес.
Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков 1 г. 9 мес.
Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.

п.)

2 г.
Делает куличики 2 г.
Собирает закручивающие игрушки 2 г.
Собирает пирамидку по порядку 2 г. 6 мес.
Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину; говорит по телефону) 2 г. 6 мес.
Совместная сюжетная игра с другим ребенком 3 г.
Игра с воображаемой действительностью 3 г. 6 мес.
Элементы ролевой игры (может назвать свою роль) 3 г. 6 мес.
Сопровождает игру речью (озвучивает куклу) 4 г.
В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия) 4 г. 6 мес.
Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей 4 г. 6 мес.
«Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни 4 г. 6 мес.
Усвоение способов построения сюжета – опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.) 5-6 лет
Основа в игре – правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий 6-7 лет